В Украине рассекретили дневники Александра Довженко

Вышла в свет первая полная публикация записей великого режиссера
довженко
довженко

В четверг, 28 февраля, в Киеве состоялась презентация совместного украинско-российского сборника документов «Александр Довженко. Записи дневников. 1939-1956 гг.».

Сборник, подготовленный совместными усилиями украинских и российских авторов, стал первой полной научной публикацией дневниковых записей кинорежиссера, которые были открыты для общественности и исследователей лишь два года назад. Дело в том, что при передаче документов в 1960 году вдова режиссера выставила условие: информацию следовало засекретить на 50 лет. Этот срок истек в апреле 2010 года. За короткий срок — около года — исследователи обработали 74 тетради весьма сложных по своей структуре текстов. Сначала тексты были опубликованы в виртуальном виде и вот, наконец, появились уже и в печатной версии.

В опубликованных записях Довженко фиксирует основные события личной и творческой жизни, начиная с выхода на экраны фильма «Щорс» в 1939-м и до завершения работы над сценарием «Поэма о море» (1956). Режиссер подробно описывает исторические события, свидетелем или современником которых он являлся: присоединение Западной Украины к СССР, начало Второй мировой и, в том числе, Великой Отечественной войны, отступление советской армии и оккупация Украины немцами, смерть Сталина…

Текст подан в авторском двуязычном изложении — на русском и украинском языках и размещен в том же порядке, в каком хранится в личном фонде Александра Довженко в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Вместе с презентацией дневников режиссера в здании Центрального государственного архива-музея литературы и искусств Украины (расположен на территории заповедника София Киевская, — ред.) открылась и выставка документов, посвященных Довженко.

В экспозиции представлены довольно разнообразные материалы — рисунки самого Довженко, дружеские шаржи его авторства, черновики и рабочие записи времен работы над фильмами, а также свидетельства пристальной слежки государства за деятельностью украинского режиссера. «Большая часть выставки — малоизвестные или неизвестные архивные документы, которые хранились в отраслевом архиве СБУ, — объяснил журналистам начальник отдела использования информации документов архива Василий Шепелюк. — Это многочисленные агентурные донесения на Довженко, а российские коллеги подарили нам еще и возможность увидеть некоторые документы, касающиеся отношений Сталина и Довженко».