Эдуард Артемьев рассказал о своей музыке

Автор саундтреков к фильмам Тарковского, Михалкова, Кончаловского и многих других посетил Киев

Визит выдающегося российского композитора-современника в дом образования и культуры «Мастер класс» 7 февраля остался незамеченным многими киевлянами. Анонсов практически нигде не было видно, не говоря уже о рекламе. Но это обернулось только к лучшему — на встречу с Эдуардом Николаевичем в основном пришли те люди, которые ценят его музыкальное наследие, которые вслушивались в психоделические звуки саундтрека к «Сталкеру» Тарковского и в трагический пафос саундтрека к «Сибирскому цирюльнику» Михалкова. Приятно было видеть, что в зале преобладала молодая аудитория, причем довольно разношерстная — от «строгих-рубашек-с-галстуками» до «дредов-и-пирсинга».

Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
 

Было предположение, что музыка Артемьева прозвучит в живом исполнении музыкантов. Но все прошло исключительно в формате встречи с автором, и при этом разочарования не последовало. Этому поспособствовали комментарии и харизма самого композитора. Он все время был на сцене, приняв естественную для себя позу человека, который одну половину своей жизни проработал за клавишами, семплерами, компьютерами, а вторую половину — слушал записанную работу, сидя в кресле, опершись на подлокотники и наклонившись поближе к рабочему столу.

Эдуард Николаевич самостоятельно демонстрировал показательные отрывки из фильмов, к которым он писал музыку. Вышло так, что все восприняли, наконец, не картинку, а звуки. Саундтреки Артемьева зазвучали по-другому — еще более проникновенно, глубоко, изнутри. Особенно интересно было видеть, как Артемьев работает с музыкальными компьютерными программами.

Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
 

Прежде чем ставить какой-то ролик, композитор рассказывал курьезные истории о том, как все создавалось. Особенно красочно и с юмором он передавал диалоги с Михалковым, в частности, о работе над фильмами «Ундо» и «Сибирский цирюльник». Оказалось, что существует песня к титрам «Сибирского цирюльника» (она не вошла в итоге в саундтрек), для исполнения которой планировали пригласить Уитни Хьюстон. Но не сложилось. Забавными были истории связанные с Кончаловским. В частности, рассказ о том, как Артемьеву «выписали» музыкантов из Африки для записи саундтрека к «Одиссее» и описание музыкального фрагмента к эпизоду о Троянском коне — «знаменитой истории о той самой лошади», как музыкант его назвал.

По-новому впечатлил и эпизод из фильма «Сталкер», в котором главные герои въезжают в Зону. Артемьев рассказал, как он исказил звук стукающих по рельсам колес фильтрами и семплами для того, чтобы к моменту полного проникновения героев в Зону, где все совершенно иное, стук уже превратился в музыку из множества звуков и партий. Примечательно, что в этот вечер это было единственное обращение композитора к работе с Тарковским, и о самом режиссере Артемьев больше ничего не говорил.

Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
Эдуард Артемьев. 7 февраля 2013, «Мастер класс», Киев
 

Напоследок Эдуард Николаевич продемонстрировал слушателям фрагменты из своей рок-оперы «Преступление и наказание» по одноименному роману Достоевского. Автор долго над ней работал отрывками, и, наконец, завершить произведение Артемьева «надоумил» никто иной, как Кончаловский. К слову, Кончаловский, учившийся в консерватории, принимал некое участие в создании этого главного в творческой жизни Артемьева произведения. Опера уже записана и автор надеется, что эта запись однажды превратится в зрелищную постановку на сцене.

В конце встречи последовали вопросы из зрительного зала, поток которых, в итоге, пришлось останавливать организатору. В целом встреча с Эдуардом Артемьевым пролетела быстро, хотя и продлилась около трех часов.