В Женеве представили раннюю версию «Моны Лизы»

Эксперты Фонда «Моны Лизы» представили доказательства, что их «Джоконда» принадлежит кисти Леонардо да Винчи
«Айзелуортская Мона Лиза»
«Айзелуортская Мона Лиза»
«Айзелуортская Мона Лиза»
«Мона Лиза» в Москве, 1974 год
«Мона Лиза» в Лувре
«Айзелуортская Мона Лиза»
«Айзелуортская Мона Лиза»Источник: ТАСС

«Айзелуортская Мона Лиза», хранившаяся последние 40 лет в сейфе швейцарского банка, — более ранняя копия всемирно известного полотна, выставленного в парижском Лувре, и также принадлежит кисти Леонардо да Винчи. С таким заявлением выступила на пресс-конференции в Женеве группа экспертов из некоммерческой организации Фонд «Моны Лизы», которым принадлежит полотно.

В качестве доказательства они привели результаты 35-летних исследований и научных анализов, которые, на их взгляд, не оставляют сомнений — у «Джоконды» есть «старшая сестра». Сравнение двух картин, заявили эксперты, доказывает, что, несмотря на небольшие различия в двух полотнах — представленная сегодня «Мона Лиза» выполнена на холсте, а не на дереве и немного больше по размеру, — оба они были выполнены одним и тем же художником и ни одна из них не является копией другой.

С точки зрения математики эксперты объясняют принадлежность полотна кисти Леонардо тем, что оно выполнено в строгом соответствии с принципом гармонии, так называемым золотым сечением, которого художник, сильно увлекавшийся геометрией, придерживался в своем творчестве. Помимо этого, эксперты, проводившие исследования по запросу Фонда «Моны Лизы», подтвердили, что полотно написано левшой, а именно им и был гений эпохи Возрождения.

Многочисленные изучения картины, в том числе при помощи ультрафиолетового и инфракрасного излучений, рентгена, доказывают, что картина была создана в начале XVI века.

Приводя доказательства того, что «Айзелуортская Мона Лиза» не могла быть копией произведения из Лувра, эксперты говорят о том, что у сидящей на портрете девушки другое положение тела — она чуть больше наклонена вперед и показана с другого угла. Помимо этого, Лиза Герардини, а именно эту жительницу Флоренции, как полагают, изобразил маэстро, на представленном холсте выглядит моложе, чем девушка на одной из самых известных картин в мире. Причем возраст отличается на 11–12 лет, что практически точно соответствует предположительным годам создания двух шедевров — 1503 и 1517 года.

В Фонде «Моны Лизы» готовы к тому, что многие эксперты скептически отнесутся к сегодняшней новости. «Некоторые эксперты сомневаются (в подлинности картины), хотя никогда ее не видели, другие мало знают о полотне как таковом. Мы рады вступить в здоровый спор с академическими кругами, и сегодняшняя презентация служит стартом для этой дискуссии», — говорится в распространенном фондом заявлении.

«Мы начали некое противостояние с экспертами, которые теперь смогут увидеть эту картину. Важно, что сегодня мы впервые представили эту картину, и теперь многие получат возможность увидеть ее», — заявил Алессандро Веццози, директор Музея Леонардо, расположенного на родине великого художника в итальянском городке Винчи.

Фонд не исключает, что в будущем картина будет выставлена в музее или «в другом подобном учреждении». «Она не продается, и у нее не может быть другой судьбы, кроме как быть выставленной на всеобщее обозрение. Она должна быть всегда доступна для ценителей искусства», — сказал президент Фонда Маркус Фрей.

«Айзелуортская Мона Лиза» известна историкам искусства уже почти 100 лет. В 1914 году картина была куплена английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она и получила свое название. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером, который заявил, что речь идет о шедевре Леонардо. Спустя несколько лет после его смерти картина перешла в руки консорциума из нескольких коллекционеров.