Большая спортивная арена «Лужники» настолько редко используется для концертов, что каждый выглядит, как большое событие: у выхода из метро зрителей встречает конная милиция, а по пути на трибуну нужно пройти через пять кордонов. Так в Лужниках было и на The Rolling Stones, Мадонне и U2. Red Hot Chili Peppers таких почестей вполне заслуживали — американская группа последний раз выступала в столице 14 лет назад, на дне рождения «MTV Россия», который праздновался на Васильевском спуске. В тот раз автор этих строк не смог, как и многие другие, попасть на концерт из-за неимоверной толчеи, и теперь выросшие зрители, которым не повезло тогда, взяли реванш.
В нынешней поездке американскую команду, активнее и выразительнее многих применявшую фанковые ходы в «альтернативной» музыке, сопровождали Gogol Bordello во главе с уроженцем Киева Евгением Гудзем. Кроме них на разогреве должна была выступить и команда Vaccines, однако приехать не смогла, и Гудзю пришлось заполнить примерно час времени своим «цыганским панком» (так чуть ли не официально обозначается плясовой жанр, в котором работает команда). Что эмигрантский цирк в результате и проделал – отыграл полноценный концерт с выходом на бис, хоровым пением и обычными акробатическими этюдами.
Наконец, вспыхнули восемь световых экранов, и Red Hot Сhili Peppers выскочили на сцену c «Monarchy of Roses» – подвижной вещью, открывающей диск «I'm With You», который группа представляет в нынешнем туре. Вообще, для этих гастролей группа подготовила трек-лист, основанный на репертуаре свежего альбома и, как ни странно, почти десятилетней давности пластинки «By The Way»; надо признать, что такой выбор поклонники встретили восторженным воем.
На фронтмене Энтони Киддисе красовалась та самая футболка с надписью Pussy Riot, в которой он вышел на сцену за два дня до того в Петербурге. Впрочем, скоро и накинутый сверху футболки жакет, и сама футболка полетели куда-то в район ударной установки, а Киддис составил пару бас-гитаристу Фли, вышедшему раздетым по пояс.
По левую руку от лидера группы расположился гитарист – новый участник группы, присоединившийся к ней на последнем альбоме и сменивший на этом посту Джона Фрусчианте, амбициозного музыканта, занявшегося три года назад сольной карьерой. В апреле нынешнего года Red Hot Сhili Peppers, семикратных лауреатов «Грэмми», включили в Зал славы рок-н-ролла, и тридцатидвухлетний Клингхоффер стал самым молодым музыкантом, представленным в зале. И, судя по московскому концерту, вполне заслуженно – и аккомпанирующие партии, и соло он играет резко, колюче и непредсказуемо. Многие классики рок-н-ролла признавались, что решали пойти по музыкальной дорожке, прежде всего, для того, чтобы обратить на себя внимание девушек. Клингхофер, кажется, своей цели добился – в фан-зоне московского концерта стояла девушка с большим плакатом: «Josh, marry me!». Вообще, в нынешнем турне, первом для него в составе группы, он на правах новичка пользуется всеми преимуществами главного героя, и другие музыканты ему в этом не препятствуют. Он вполне им ровня: когда его небольшое соло дало начало меланхоличной песне «Scar Tissue», танцевать отправились даже те зрители, кто до того лишь внимательно слушал.
Надо сказать, Red Hot Сhili Peppers c их без года тридцатилетней историей, многочисленными наградами и свежеобретенным местом в зале славы полагается называться классиками, но это никак не вяжется ни с их музыкой, ни с их поведением на сцене. Red Hot Сhili Peppers – и концерт дал в этом полностью убедиться – настоящая концертная группа. Маленькие неправильности в «She's Only 18», чуть сбитый ритм в «Look around», почти «дворовые» хулиганские обертона в знаменитой медленной вещи «Under the Bridge» – и возникает эффект присутствия. Публика отвечала на это благодарностью – с каждой новой песней даже на самых далеких трибунах БСА становилось все больше машущих рук. Совместные импровизации, инструментальные пикировки гитариста и басиста, длинные соло барабанов и перкуссии – можно верить или нет, но, кажется, им до сих пор нравится то, что они делают.
«Мы не какие-нибудь особенные, вы тоже можете, если захотите», – сказал перед одной из песен басист Фли.
Но магия Red Hot Сhili Peppers не только в этом. Зародившись в далеком 1983 году, они – быть может, как немногие из их современников – смогли не только стать частью глобальной «альтернативной» сцены, но и обогатить ее. Дело не только в том, что мужчины в возрасте выглядят и скачут как мальчики – им удалось вобрать в себя, переварить и скрестить с любимым ими фанком и наследие психоделик-рока, и блюз, и даже хип-хоп.
Венчала вечер, вероятно, самая знаменитая композиция группы – прыгучий речитатив «Give it Away» c альбома «Blood Sugar Sex Magik». Впрочем, настоящим финалом стало выступление Фли, призвавшего со сцены поддерживать музыку, – «любую: блюз, рок, хип-хоп, классическую», любить и заботиться о ней.
ТЕКСТ: Алексей Володин