Фильм Андрея Малюкова «Матч», основанный на истории «матча смерти» между футболистами киевского «Динамо» и «Локомотива» и немецкой командой Flakelf в оккупированном Киеве в 1942 году, еще до выхода в прокат вызвал споры на Украине — картине долго не выдавали прокатное удостоверение, а украинские ультранационалисты развернули против нее целую кампанию. В преддверии намеченного на 1 мая выхода фильма в российский прокат, исполнитель главной роли Сергей Безруков дал интервью РИА Новости.
Вы видели окончательную версию фильма? Он вам понравился?
Я видел более полную версию, она мне больше понравилась. Там есть многое, что не вошло в прокатную версию: больше футбола, и вообще все более понятно. Например, в телевизионной версии точнее представлены взаимоотношения внутри любовного треугольника — между Шевцовым, Анной и моим героем. Многие прекрасные сцены не вошли в фильм, например, о том, как один из героев, узнав, что расстреляли его родителей, говорит: «Я не могу пережить, что расстреляли родителей, не знаю, что мне теперь делать» или когда моего героя и еще одного «динамовца» отпускают на свободу, когда казалось, что смерть неминуема. И в телевизионной версии будет замечательный финал, который я придумал вместе с Сашкой Кобзарем.
То есть конец телевизионного фильма будет отличаться от того, который зрители увидят в кинотеатрах?
Да, у режиссера и продюсеров мы его утвердили. В финальном матче герой Шевцов сидит среди болельщиков и переживает за нашу команду. Когда он, напившись одеколона, болеет, но не за немцев, и кричит моему герою: «Держи, Раневич!», а мой герой отвечает: «Спокуха, Георгий!». Создается такое ощущение, что бывшие враги вместе, есть футбол и понимание, что они все киевляне.
Уже известно по какому каналу покажут сериал?
Надеюсь, что на Первом канале. Сейчас идут переговоры.
Сегодня продюсер картины сказал, что «Матч» — фильм о футболе, любви и победе. Мне кажется, больше о национал-социализме. Как, по-вашему, снято правдиво?
В фильме есть атмосфера войны, 40-х, Киев тех лет передан во всем. Я для этого фильма специально похудел, потому что, если посмотреть хронику, в те годы люди были поджарые, мускулистые, с красивыми зубами, горящими глазами. Я понимаю, что была эпоха репрессий, и то, что осталось за кадром — слезы, трагедии, но, все-таки, они тогда жили по-другому. Глаза с болью, но какие-то отчаянные. Я ощутил достоверность картины еще и потому, что здесь играют немецкие актеры. Во время съемок допроса, например, эта немецкая форма, язык, и вправду возникало ощущение противостояния.
«Матч» — военно-патриотический фильм. Как вам кажется, таких должно быть больше, или пора сместить акценты?
Я хочу, чтобы фильмы о войне постепенно перешли в стадию, когда мы постараемся разобраться во всем без агрессии. Ведь и на немецкой стороне люди воевали, только потому что их заставили и точно также не стреляли в советских солдат, пытались избегать этого. Я надеюсь, будет такая картина. Есть один сценарий. Мне поступило предложение. Если все будет хорошо, в 2013 году появится картина, которая скажет о войне новое слово. В ней будет четкое ощущение — кто с кем воюет, ради чего, кто что защищает, и кто что должен по-настоящему защищать.