Анджелина Джоли своим примером доказывает, что для человека нет ничего невозможного: головокружительная карьера, внушительные гонорары, красавец-муж и прекрасные дети. Казалось бы, что для полного счастья не нужно ничего большего. Но Анджелина не останавливается на достигнутом – помимо почетной роли посла доброй воли ООН, она села в режиссерское кресло, чтобы снять фильм на серьезную тему войны в Югославии 1999 года. «В краю крови и меда» приподнимает покров над неприглядными сторонами военного конфликта, рассказывает о разрушенных судьбах и заставляет задуматься о вечных вопросах. Фильм выходит в прокат 29 марта.
Во время путешествий в роли посла доброй воли ООН вы видели, как страдают люди. Ваш дебютный фильм «В краю крови и меда» раскрывает тему боли, лишений и страдания. В основу фильма легли впечатления от этих поездок?
Во время путешествий я благодарила Бога, что мне не довелось пережить подобные тягости жизни лично. Но, в то же время, я знаю о боли не понаслышке – я потеряла маму, самого близкого мне человека. Конечно же, это несравнимо с тем, что я видела в зонах конфликта. Мне пришлось находиться в местах бомбежек, встречать детей, которых война травмировала навсегда. Я много разговаривала с ними, познакомилась с семьями пострадавших – из этого и родилась идея фильма.
Итак, вы решились снять фильм о войне. Почему именно о войне в Югославии, а не о Второй мировой, например?
Для меня решающим фактором стало то, что война в Югославии шла во время моей юности, мне тогда было семнадцать лет. После изучения архивов я поняла, к собственному стыду, что практически ничего о ней не знаю, как и многие мои ровесники. Я зажглась идеей донести до людей информацию об этих событиях, напомнить им, что война в Югославии была совсем недавно. Про Вторую мировую снято множество фильмов, и я хотела, чтобы мой фильм отличался от них во всем – стилистически, музыкальным сопровождением и самой картинкой.
Кто из режиссеров является вашим источником вдохновения?
Сразу приходят в голову Майкл Уинтерботтом и Клинт Иствуд. Когда я работала с Майклом над фильмом «Ее сердце», он продемонстрировал умение «растворяться» на съемочной площадке. Его присутствия совершенно не ощущаешь. А Клинт Иствуд, в свою очередь, научил меня тому, как окружать себя лишь теми людьми, что преданы своему делу без остатка. Также он с уважением относится к личному времени каждого – он понимает, что на площадке нет места лени и ничегонеделанию.
Как вы думаете, вашим детям еще рано смотреть фильмы на военную тематику?
Пока еще не время показывать им «В краю крови и меда», но мои дети родом из стран, где процветает насилие, так что они имеют представление о войне. Например, в доме моего сына в Камбодже есть бункер. К тому же, они смотрят новости, изучают обществознание. Но это не значит, что я буду показывать им фильм прямо сейчас. Пусть подрастут.
Как ваш фильм приняли жители Югославии?
Мне понятна их резкая реакция, ведь для них эта тема – наболевшая. Мне бы не хотелось, чтобы они слишком близко к сердцу принимали все показанное в фильме. С другой стороны, недавно прошел показ ленты для боснийских женщин – жертв войны. Они поддержали мой фильм, и никакая рецензия не может меня обрадовать больше. Ради их одобрения я это все и затеяла.
Вы пытались почувствовать себя на месте этих женщин, изнасилованных и униженных? Вы задавались вопросом, как бы вы справились с такой ситуацией?
Конечно. И в своих путешествиях я тоже сталкивалась с опасными моментами, не настолько серьезными, конечно, но тем не менее. Думаю, я немножко Айла из своего фильма, и Лейла, и, наверное, каждая из своих героинь. Собственно, работая над фильмом, я как раз и спрашивала себя, что было бы, случись это все сейчас и со мной. Если бы мне сказали: Брэд теперь вот на этой стороне, а ты на другой, а нам бы пришлось отвечать: нет, это глупо, вы сошли с ума, мы любим друг друга, а потом люди с его стороны начали бы убивать тех, кто с моей, вокруг было бы насилие и бомбежки, и все это длилось бы и длилось годами... Об этом я и думала, снимая фильм.
Вы планируете продолжить работать в качестве режиссера?
Я высказала этим фильмом то, что накипело у меня внутри. Однако я не стремлюсь к режиссуре как таковой, тут, скорее, все дело в истории. Если найдется проект, который зацепит меня столь же сильно, то все возможно.