Художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев репетирует спектакль «Таланты и покойники» по неизвестной пьесе Марка Твена с певцом Сергеем Лазаревым в главной роли, премьера постановки намечена на 11 мая.
«Все ищут новые пьесы. Но у некоторых классиков есть пьесы, которые были забыты или потеряны. Один исследователь творчества Марка Твена в библиотеке в Америке нашел рукопись его незаконченной комедии, в которую он переделал свой известный рассказ „Жив или мертв“. По сюжету, группа французских художников, чтобы улучшить свое материальное положение, решает „похоронить“ одного из своих коллег, потому что художник с биографией — умирающий от голода или мертвый стоит дороже, чем живой и благополучный. В какой-то степени это иронический парафраз на тему „они любить умеют только мертвых“. Рассказ известный, но никто не знал, что существует пьеса с таким же сюжетом. После того, как пьесу нашли, была сделана ее сценическая версия, которая несколько сезонов шла на Бродвее, потом по всей Америке, в Англии, в других англоязычных странах», — рассказал РИА Новости Писарев.
По его словам, переводчик Михаил Барский специально по заказу театра перевел эту комедию на русский, так что это будет премьера единственной пьесы Марка Твена в России.
Режиссер создает стилизацию, ориентируясь не на американский мюзикл, а на французский кинематограф 50-60-х годов. Действие спектакля перенесено в элегантный, яркий мир французской богемы, оформленный сценографом Зиновием Марголиным и одетый в костюмы от Виктории Севрюковой. Спектакль обещает быть музыкальным — над этим работают Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжов, на данный момент написано уже четыре песни.
«Я не хотел бы называть это мюзиклом, это, скорее, стилизованная история, которая отсылает нас к французским фильмам 50-60-х годов — к „Шербургским зонтикам“ и „Девушкам из Рошфора“ . Здесь интереснее, в первую очередь, „как“, а не „что“, не сами события, а то, как они обыгрываются. Не знаю, что получится в результате, но я отношусь к этому спектаклю как к дизайнерской работе», — отметил Писарев.
Пьеса Твена, несмотря на обилие невероятных ситуаций и неожиданных поворотов, основана на реальных событиях. «Твен пишет о реальных людях, художник Милле, действительно, существовал. Но при этом пьеса очень фантазийная — в какой-то степени, это представление американца о Париже. Когда я делал спектакль „Конек-горбунок“, я всем говорил — это должно выглядеть как представление человека, не выходящего из избы — вот так должно быть на небе, вот так в океане, так должен выглядеть царь, а так — ад. Здесь похожая история — есть возможность придумывать Францию, придумывать персонажей. Твен пишет о них с такой фантазией, что появляется ощущение сказки», — говорит режиссер.
«Таланты и покойники» — спектакль, в котором заняты исключительно молодые силы театра. «Даже роли пожилых людей будут играть молодые. Надеюсь, что в том, что у нас получится, будет много театра, много праздника. В пьесе нет вторых планов, смысл, по сути, один — этим людям прощается все их глупости, просто потому, что они молоды и не хотят стареть. Не хотят превращаться в скучных и респектабельных буржуа, а хотят оставаться детьми. Но оказывается, что богатство, успешность и респектабельность несовместима с творческой молодостью, с вдохновением», — считает Писарев. По словам режиссера, выбор именно этого материала для очередной премьеры был подсказан несколькими причинами, в том числе и желанием пригласить в спектакль Сергея Лазарева, с именем которого связан один из самых «кассовых» спектаклей театра — «Одолжите тенора».
«С одной стороны, после „Великой магии“ мне хотелось сделать какую-то карнавальную, жизнеутверждающую историю, а с другой стороны, я давно искал новую роль для Сергея Лазарева. Я предлагал ему разные варианты, в том числе, не обязательно комедийные, но в итоге мы сошлись именно на этой истории», — говорит Писарев.
По мнению режиссера, Лазарев, известный в первую очередь как эстрадный исполнитель, наиболее интересен именно как драматический актер. Еще учась в Школе-студии МХАТ, Лазарев сыграл Ромео в спектакле Театра им. Пушкина «Ромео и Джульетта», а в дипломном спектакле курса исполнил роль Алеши Карамазова.
Писарев признался, что этой ролью пытается показать самому Лазареву и окружающим, каким редким даром он обладает, ведь такие легкие и музыкальные артисты, вызывающие восторг в зале, — штучны. Такими были, например, Жерар Филипп и Андрей Миронов.
Режиссер добавил, что если бы не Лазарев, то ставить эту пьесу он не стал бы. «Потому что эта пьеса — сумасшедший и смешной, летящий идиотизм. Чтобы играть такой материал, надо обладать внутренней легкостью, иронией, лукавством, и при этом быть очень синтетическим артистом, когда ты можешь легко перейти из текста в танец, а дальше в песню или наоборот. Такого рода артистов мало. Когда они появляются, кажется, что они не в этой стране родились, не для этих людей, не для нашей погоды. Но когда они появляются, они нас как будто оживляют, уводят куда-то от будничности. Я пророчил ему славу такого рода. Мне казалось, что он придет к глубине, пройдя этот легкомысленный, мольеровский путь. Надо пройти через „Смешных жеманниц“, чтобы написать „Дон Жуана“ . Сыграв и оторвавшись в этом спектакле по полной, он должен будет сыграть что-то серьезное. У него есть к этому все предпосылки. Это, может быть, пафосно прозвучит, но этот спектакль для Сергея является неким прощанием с мальчишеской юностью, с тем временем, когда люди еще настолько молоды, что их кривляния не выглядят ужасающими, если они это делают талантливо. Для меня это тоже какой-то этап, потому что, думаю, что через 2-3 года я уже точно ничего подобного делать не смогу», — заключил Писарев.