Звездным часом Елены Соловейв в кино стала «Раба любви» Никиты Михалкова — в ее рафинированную героиню, актрису немого кино Ольгу Вознесенскую (под которой подразумевалась, видимо, Вера Холодная), не влюбиться было просто невозможно. Дальше были роли в двух подряд михалковских фильмах — «Неоконченной пьесе для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», съемки во всесоюзном хите «Вам и не снилось»...
Когда в конце 80-х карьера Елены Соловей пошла на спад, она приняла сложное решение — ушла из кино и эмигрировала в США вслед за мужем Юрием Пугачем, пишет «КП». И вот уже 21 год Соловей живет в пригороде Нью-Йорка.
— Елена Яковлевна, в 2007-м году вы неожиданно для всех снялись в фильме Джеймса Грея «Хозяева ночи», который участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Но затем вновь куда-то пропали. Почему?
— Когда мы с мужем переехали сюда, у нас не было больших иллюзий по поводу трудоустройства. Он, художник, устроился в ювелирную лавку, я в основном занималась воспитанием детей, вела размеренную жизнь домохозяйки. Для меня семья ведь всегда на первом месте. И я понимала, что как актриса здесь никому не нужна. Потом начала работать на русскоязычном радио в Нью-Йорке, читала отрывки из произведений русских классиков. А с Греем все довольно случайно получилось. Он же из семьи русских эмигрантов. И ему для «Хозяев ночи» понадобилась немолодая женщина, говорящая с русским акцентом, — на роль жены владельца ночного клуба. Я прошла пробы, быстро снялась в своих эпизодах... Не думала, что это можно воспринять как возвращение в кино. А сейчас вот снимаюсь в новом фильме Грея Lowlife (перевести можно приблизительно как «На дне». — Ред.). И да, теперь можно сказать, что вернулась в кино. Хотя роль опять небольшая.
— Все это время скучали по работе в большом кино?
— По-разному бывало. Все-таки я сыграла очень много хороших ролей — это были экранизации Чехова, Гончарова, Островского... У меня не было чувства, что я чего-то не успела сделать.
— А по Родине не тосковали?
— Понимаете, я ведь уезжала из страны по одной причине — не видела в России будущего для своих детей. И ни разу не пожалела. Раз моим детям, а теперь уже и внукам хорошо в Америке, то почему должно быть плохо мне? Нет, ностальгии не было. Была тоска по людям, с которыми оказалась на разных берегах океана. Но... границы ведь никто с момента моего отъезда не закрывал.
— И никогда не хотелось бросить все и вернуться?
— Теперь уже бессмысленно говорить о том, что было в начале 90-х. Я живу в США больше 20 лет. Треть жизни. Я спокойный, уравновешенный человек, не люблю часто что-то менять. Уже пустила корни в Нью-Джерси. Научилась водить машину, хорошо говорю по-английски. Вернуться в Россию уже не судьба.
— А если российский режиссер предложит роль?
— Ну почему бы и не приехать в гости? Но для этого режиссеру придется доказать, что ему нужна именно Елена Соловей и никакая другая актриса.