В Царицыне показывают платья Плисецкой

Сегодня в музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Мода за железным занавесом»

В последние годы укрепилось мнение, что советские женщины во времена железного занавеса поражали лишь талантом, но отнюдь не умением стильно и красиво одеваться. Достаточно вспомнить анекдот о том, как в послевоенное время западные командированные умирали от смеха, видя на улицах СССР женщин в комбинациях. Те носили их как вечерние платья.

Выставка в музее-заповеднике «Царицыно» «Мода за железным занавесом» это заблуждение опровергает, пишет «КП». Советские женщины всегда ценились в мире и как красавицы, и как модницы. Хотя в стране, где все поголовно одевались от «Москво-швеи», а отрез ткани считался очень дорогим подарком, выглядеть стильной было не так просто.

В выставочных залах «Царицыно» — платья звезд советской сцены и кино: Людмилы Гурченко, Клары Лучко, Майи Плисецкой, Ольги Лепешинской, Татьяны Шмыги. Всего более тысячи экспонатов.

Безусловно, модницами были танцовщицы Большого театра. Многие из них выезжали за рубеж и там могли купить дефицитную ткань или модные журналы. Потом, вернувшись в СССР, вместе со своими преданными портнихами (у каждой уважающей себя советской женщины имелся личный стоматолог, гинеколог и портной) пытались смастерить точно такое же, «как у заносчивой Вандербильдихи», только из подручных материалов.

Майя Плисецкая долгое вермя была в числе невыездных, но после того, как это изменилось, завела личные знакомства с модельерами Ивом Сен-Лораном и Пьером Карденом. Последний даже сделал ее лицом своей марки. Он шил для балерины с огромным удовольствием и абсолютно бесплатно. Было в коллекции примы и платье от Шанель. Коко Шанель вручила его, после того как балерина дала своеобразный мастер-класс для ее манекенщиц — показала, как грациозно и эффектно можно двигаться по подиуму.

Коллега Плисецкой по цеху Галина Уланова яркие наряды не любила (хотя на выставке можно увидеть ее платье 1980-х годов — совсем «не улановское»). Галина Сергеевна предпочитала довольно строгие костюмы хорошего кроя. И после нее осталась целая коллекция дорогих французских костюмов от известных кутюрье.

Элегантностью стиля отличалась и актриса Клара Лучко. На одном из фестивалей в Каннах она, представляя фильм «Возвращение Василия Бортникова», блистала в красном атласном платье — и появление ее газетчики и критики тут же сравнили со взрывом «красной бомбы». Французский художник Фернан Леже был так впечатлен молодой актрисой, что тут же написал ее портрет.

Модницы СССР умели шить себе из всего, что подворачивалось под руку. Многие актрисы сами могли расшить платье бисером или аппликацией. На выставке есть, к примеру, вечернее платье, сшитое из облачения священника... Все эти туалеты — из собрания Бахрушинского музея, а также из коллекции историка моды, телеведущего Александра Васильева. Что-то отдавали ему сами актрисы, что-то приносили их родственники. А кроме платьев, тут и обувь звезд, афиши, парфюмерные флаконы, аксессуары.