19 августа в бард-клубе «Альма-матер» прошел творческий вечер Александра Панкратова-Черного. Свое выступление известный актер и режиссер начал словами: «Я себя считаю очень счастливым человеком, мне всегда везло». В принципе этой фразой определилось все настроение встречи со зрителями: и о знаковых поворотах судьбы, и о трудностях Панкратов-Черный рассказыва
Зрителям мэтр поведал про свои студенческие годы в Горьковском театральном училище, которые начались с совета сестры: «Пока мамы нет дома, беги в артисты». Про учебу на режиссерском факультете во ВГИКЕ (мастерская Ефима Дзигана), дружбу и свою литературную деятельность. Кстати, с поступлением во ВГИК связан один курьезный случай. Панкратов-Черный, который изначально собирался стать режиссером, основательно подготовился к экзаменам, волновался он только по поводу вопроса Михаила Ромма (российский кинорежиссер, народный артист СССР, профессор ВГИКа) о экспрессионистах, а как предупреждали Александра, этот вопрос прозвучит обязательно.
«Работы экспрессионистов мне изучить не удалось, тогда по совету своего друга мы придумали несуществующего художника Франсуа Ленара. На экзаменах я увлеченно принялся рассказывать о „своем кумире“, пока изумленная поначалу своим „незнанием“ комиссия не поняла, что я его попросту выдумал. В итоге меня разоблачили. После такой выходки я мысленно попрощался с учебой на режиссерском факультете, а потом услышал от Ромма фразу: » Ну если это молодое дарование так умеет врать, ему место в советском кино».
Рассказал актер и несколько ярких историй о своих преподавателях, а также поделился взглядами на современное образование в сфере театра и кино, откровенно признавшись, что, несмотря на неоднократные предложения, преподавать он не хочет. «Учить чему-то студентов можно, когда все двери открыты. Во ВГИКЕ мы учились у всех его преподавателей, а сейчас все двери закрыты, не понятно, чему за ними учат студентов. Все стали сами по себе».
Вторую часть выступления Панкратов-Черный полностью посвятил литературе. Когда- то на его литературное творчество был наложен запрет. Случилось это после публикации в газете «Советская культура» (1967 г.) стихотворения «Мы все живем, у всех есть право...», после чего актер писал в основном «в стол», если не считать нескольких стихотворений, которые помогла опубликовать под псевдонимом Белла Ахмадулина. Занятия поэзией возобновилось только в 1990-е годы. В 1996 году вышел в свет первый сборник стихов. Гостям маэстро продекламировал посвящения друзьям, героям воин, с которыми актер встречался в госпиталях, и, естественно, стихи о любви.
В такой мягкой и теплой атмосфере закончился творческий вечер Александра Панкратова-Черного. Человека, наделенного самыми разными талантами, ироничного, с яркой харизмой, но при этом открытого и без капли «современного пафоса», этакого доброго и опытного учителя, который пришел поделиться с учениками мудростью и курьезами, которые преподносила жизнь.