Фоторепортаж с шоу братьев Запашных «Садко»

В Москве 25 декабря состоялась премьера нового шоу братьев Запашных «Садко» по мотивам известных русских былин
30

В Москве 25 декабря состоялась премьера нового шоу братьев Запашных «Садко» по мотивам известных русских былин. Уникальное представление, в котором участвуют гуси, собаки, медведь, кенгуру, верблюды, тигры и лев, обезьяны, попугаи, будет интересно и детям, и взрослым. На следующий день после спектакля один из главных участников и режиссер проекта Аскольд Запашный дал эксклюзивное интервью Афише@Mail.Ru.

-Аскольд, во-первых, мы хотели бы поздравить вас с премьерой великолепного шоу! Это волшебная сказка!

-Спасибо.

-Расскажите, пожалуйста, об истории его создания. Как пришла такая идея в голову? Сколько времени потратили на его подготовку?

-Вообще все делалось в течение года, даже чуть-чуть меньше. Это если считать производство непосредственно самого «Садко». Но «Садко» начинался не в прошлом году, это продолжение всей нашей истории по созданию крупных шоу. И начали мы ее три года назад здесь же в «Лужниках». Тогда мы реализовали нашу, наверное, десятилетнюю, если не сказать больше, мечту. Как результат нашей работы в цирке мы уже фактически имели материал к цирковому представлению. Потом мы очень старательно пытались найти форму создания шоу - в нашем представлении это было просто зрелище какое-то очень крупное. Мы даже не могли конкретнее это все решить, потому что не могли найти «где, когда, с кем, почему». Общались с продюсерами. Когда мюзиклы в нашей стране становились популярными, и мы шли, например, к Катерине фон Гечмен-Вальдек, предлагали, говорили о том, что тоже можем очень интересно сделать, только в нашем жанре. Но им всем было неинтересно почему-то. Только Саша Цекало проявил интерес, но все равно ничем это не закончилось, кроме разговоров.

И потом мы уже пришли к тому, что выросли до такой степени, когда сами смогли все это реализовать, то есть нам совсем не понадобилась ничья помощь. Это, конечно, очень дорого, и понадобилось время, для того чтобы заработать деньги. Мы колесили по стране, улучшали качество представления, трюкового репертуара и становились потихоньку популярными, что тоже нам очень помогало. Мы поняли, что нужно сначала определиться с площадкой, и выбрали «Лужники». Этот вариант предложил наш партнер – Паша Новиков.

Моя мама, будучи генеральным директором, сначала испугалась, так как не представляла, как это можно сделать. То есть обычно мы имеем привычные условия и т.д., а тут нужно придумать, как это все построить, как зрителям преподнести, пойдут ли люди на цирк в спортивный комплекс? Понимаете, очень много нюансов. А как делать рекламу? Потому что рекламировать нас нужно раз в сто больше чем московские цирки, так как люди уже знают, что существует Большой московский цирк, цирк Никулина, что туда в такое-то время можно пойти, что в Новый год можно и нужно сходить... Поэтому мы решились и сделали сначала просто «Цирк братьев Запашных».

Нам очень понравилось. Нам понравилось то, что зритель с энтузиазмом принял нас. Были аншлаги, и люди приходили уже именно на Запашных. И мы поняли, что теперь можем реализовать наши мечты, так как мы хотели. Не просто цирковое представление показать - мы его украсили. Добавили пиротехники, усилили по массовости, то есть добавили танцоров балета, которые разбавляли номера. Но пошли по стандартному ходу поначалу. А потом уже решили делать шоу, которое связано единым сюжетом, которое будет не только зрелищным, но и понесет смысловую нагрузку, где понадобится и актерское мастерство. К тому же мы уже освоили площадку, поняли, как она живет, как нам внутри жить, как к ней все приспособится.

Первым мы сделали шоу «Камелот», которое стало нашим стартом. Я стал режиссером. Как раз за несколько лет до этого я закончил ГИТИС. Раньше мы искали режиссеров, обращались к людям, а нам только цены пытались называть и всё, толком ничего не предлагая. И мы поняли, что нам никто не поможет.

Когда мы уже сами выросли, и у нас все было, в том числе и организационно (мама занимается коммерческими делами, брат внутренней организацией, я занимаюсь всем творчеством, а вокруг нас куча профессионалов), мы создали «Камелот». И потом решили, что так нужно делать регулярно.

После того как «Камелот» прошел, проанализировали оценку зрителей, рецензии, мы поняли, что зрителям нравится, а что не очень, где можно экспериментировать, чтобы не отпугивать зрителя. И потом я понял, чтобы не терять публику, нельзя работать штампами, и захотелось сделать прямо противоположное тому, что мы сделали. Первый раз зритель идет массовый, чтобы ознакомиться. Второй раз люди идут, чтобы убедиться, а когда они приходят и удивляются, вместо того, чтобы убеждаться, то мы сохраняем возможность работать для большого количества людей. После английской легенды, мы обсуждали, какую историю взять. Были истории и про Александра Невского, и про Петра Первого, но для сезона Нового года это тяжеловато. И решили сделать шоу в виде сказки, которая легко воспринимается и взрослыми, и детьми. Выбрана была манера такая эксцентричная, с приколами, которая правильно оценивает нашу аудиторию сейчас как именно семейное шоу. Я всегда был противником того, что цирк – это только для детей. Цирк – это для всех. И цирк может быть совершенно разным. «Камелот» был такое серьезное, суровое шоу, а здесь захотелось эксцентрики. За основу была взята сказка «Садко», это достаточно колоритная история, и у меня остались очень хорошие впечатления от нее с детства.

В каждом шоу нам нужно чем-то удивлять, и я предложил сделать шоу, насыщенное водой, и чтобы тигры были в воде. Сначала мы даже не знали, как это делать, никто ж не делал до нас. Мы все время пионеры во всем. Моя идея понравилась, это уже интересно, это эпатажно, это рекламно, поэтому зритель должен прийти. И все трудности отошли на задний план. И Садко с его путешествиями по морям, с подводным миром нам очень подошел. Так мы начали работать. Конечно, очень много времени занимали технические вопросы: как наполнять манеж, как его убирать, как создать водный занавес вокруг, куда это все сливается, как фильтруется вода, как она устанавливается и нагревается. Сложно представить, насколько это грандиозно, и как сложно все это организовать.

-А сколько времени ушло на создание номеров с животными?

-С тиграми мы репетировали около восьми месяцев. Сначала мы просто смотрели, как они будут реагировать на дождь. Кто-то веселился, а кто-то портил имущество.

-Вы уже показали ваше шоу в Санкт-Петербурге. Как там его восприняли зрители?

-Питер очень странно отреагировал, мы попали в очень неудобную ситуацию, потому что была объявлена эпидемия. Зрители были напуганы. Мы как в больнице работали, половина зала сидела в масках. Из-за этого у артистов упало настроение, и не было эйфории после премьеры в Питере. После этого мы отработали ровно. А в Москве просто сказочное восприятие. После премьеры зрители аплодировали стоя, хотя для цирка эта история уже утраченная. Зритель привык вставать в театре, а не в цирке. С одной стороны, чем мы хуже, а с другой, ты точно осознаешь, что встали-то потому, что ты – молодец, потому что мы сделали что-то достойное. Для меня также показатель, что пока артисты стоят на сцене, почти никто не уходит, убегают только 5-10 человек, которым важнее успеть в гардероб.

-После Москвы повезете еще куда-нибудь это шоу?

-Пока нет в планах. Мы не можем, это требует создания системы проката. Вопрос исключительно организационно-коммерческий. У нас 32 грузовика по 13-15 метров каждый, около 200 человек артистов и обслуживающего персонала. Это очень дорого, и нам нужно точно знать, что мы будем успешны, а экспериментировать с таким шоу очень опасно, оно стоит семь миллионов евро. К сожалению, наша страна пока не готова к таким шоу, за исключением Москвы и Питера.

-Что будете делать после окончания этого шоу? Будете готовить новую программу?

-Да, я предложил сделать продолжение «Камелота». Я очень люблю эту тематику, там можно много фантазировать, к тому же это такой взрослый спектакль, что мне очень нравится.

-Помимо цирка вы уже пробовали себя в кино, да и по образованию вы режиссер, нет желания создать фильм как, например, «Укротительница тигров» или «Полосатый рейс»?

-Есть. Но я понял, что если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам. И до этого мы тоже должны дорасти, может киностудию свою открыть. Мы уже предлагали снять продолжение «Полосатого рейса», мы можем сделать это интересно, у нас очень богатый живой ресурс, но пока нашу инициативу не поддержали.

-Вы являетесь продолжателями известной династии, вашим детям пожелаете такое же будущее?

-Конечно. Я очень счастливый человек и рад, что моя жизнь именно так сложилась. Она очень трудная, требует и физического труда, и через боль что-то решать, но при этом результат совершенно потрясающий. Вы не представляете, насколько он позитивен, насколько есть смысл жизни. Как я могу не хотеть этого своим детям? Я воспитан своим отцом именно с любовью к цирку, он давал понять, что это такое, он учил любить это, учил работать. И я обладаю потрясающим опытом от прошлых поколений, и, конечно, я постараюсь своим детям его передать. А дальше пусть они сами...