Культовый среди киноманов и дебютный фильм замечательного и остроумного американского режиссера Кевина Смита («Догма», «Девушка из Джерси»), снятый им за какие-то собственные минимальные средства в размере 27 тысяч на чёрно-белую пленку, заработавший в прокате свыше 3 миллионов долларов и получивший в 94-ом году две премии на Каннском кинофестивале и приз на фестивале «Санденс». Это история о двух приятелях-коллегах, работающих в соседствующих магазинах, добром и правильном Данте Хиксе из маленького супермаркета и раздолбае Рэнделе Грейвсе из видеопроката. События фильма происходят в течение одного дня, когда Данте приходится выйти на работу в свой выходной вместо заболевшего сменщика и в течение дня он успевает узнать о многочисленных сексуальных приключениях своей нынешней девушки Вероники до него, о замужестве и походах налево его бывшей девушки Кэтлин, а также о неожиданной смерти еще одной из его прошлых девиц, успевает поругаться с покупателями, получить штраф за продажу сигарет маленькой девочке, подраться, поиграть в хоккей на роликах на крыше магазина и много еще чего.
Кевин Смит построил свой фильм на отсутствии действия как такого, где всё завязано исключительно на диалогах, забавных, саркастичных и высмеивающих все, что только возможно. За весь фильм главные герои успевают иронично и местами жёстко проехаться по всему, начиная от простых и сложных взаимоотношениях полов, вреда курения, смешных названий порнофильмов и до культовой саги Джорджа Лукаса «Звездные войны». Кевит Смит снял простое и понятное кино о поколении подросших бездельников из 90-ых, уже далеко не тинейджеров, но так и не устроивших свою жизнь, вечно скучающих, насмотревшихся и наевшихся уже всего и которых сложно чем-либо удивить, они совершенно не знают как и чем себя занять, придумывая и создавая проблемы на пустом месте, они не планируют ничего на будущее и не понимают прелесть настоящего. Забавно то, что Смит снимал этот фильм в свободное время в магазинчике, где сам и работал в тот период, и в общем-то он искренне и лаконично показал здесь свой мирок на тот момент, неожиданно вырвавшись из него после популярности этого фильма. Здесь, конечно же, нет никаких известных актеров, и все, кто снимался в фильме — дебютанты, но показавшие себя в кадре вполне профессионально, блестяще и ярко воплотив на экране странных, неординарных, но вполне реалистичных персонажей, из которых, конечно же, особняком выделяются теперь уже знаменитые бездельники и балбесы Джей и молчаливый Боб, перекочевавшие и в несколько следующих фильмов Смита, сыгравшего, кстати самого молчаливого Боба. «Клерки» — обязательная для ознакомления лента всем поклонникам независимого и просто жизненного кино.