Давно хотелось увидеть эту наделавшую шума, картину безусловно талантливого румынского режиссера, но смотреть с пристрастием, внимательно и вдумчиво, не было времени. И вот нашла пару часов, чтоб углубиться в просмотр, не отвлекаясь на бытовые мелочи. С первых кадров у меня сложилось определенное мнение.. которое не изменилось к финалу. Фильм глубокий, наводящий на размышления и по сути является срезком нашей реальности, ежедневной и повсеместной.
Вы не обращали внимание на странные закономерности, которые сопровождают нашу жизнь вне зависимости от наших желаний? Вы не замечали того, что умные и деловые женщины как правило страдают от сожительствующих с ними бездельников и пьяниц, попросту паразитов, от которых не отделаться и не спрятаться? А полные энергии и сил работящие мужья как удавкой скованы висящими на их шеях больными мнимыми болезнями, никчемными развалинами-женами? Интеллигентные семьи зачастую страдают от детей-наркоманов, а некоторые способные и смышленые дети стыдясь своих уголовников отцов, остаются связанными с ними пожизненно?! На любое добро в этом мире найдется зло, устоять перед которым способна только Божественная вера.
Тихо и размеренно, в трудах и молитве текли дни в дальнем монастыре. Но однажды к смиренной послушнице Войтице явилось страшное искушение в виде Алины, ее давней подруги по детскому сиротскому дому. Алина, одержимая желанием увести подругу из монастыря, не останавливается ни перед чем. Когда-то она жила в приемной семье, но против воли приемных родителей уехала в Германию. В Германиии у нее не сложилось, и тогда, словно повинуясь чьей-то злой воле, она приезжает в монастырь с целью забрать Войтицу с собой.
Послушница же наряду с терпением и любовью проявляет непреклонность. Она заботится о непутевой, пытается вразумить ее, жалеет, поет на ночь колыбельные, но Алину это не устраивает, ее начинает в прямом смысле этого слова корчить и корежить да так, что монашки вынуждены поместить ее в лечебницу. Алине не нужны ни колыбельные, ни забота, ни теплота, ей нужна Войтица вся без остатка, ей нужна ее душа. «Мне нужна ты!» — эта фраза в фильме ключевая, она объясняет странное поведение приезжей, далекой от веры в Бога, Алины.
Актерская игра героинь — безупречна, им веришь до конца. Настоятель монастыря, духовный отец монашек, так же вызывает доверие, он живет монастырской жизнью, а не играет в нее. Все его фразы справедиливы, хотя порой кажется, немилосердны.
Удалить одержимую из обители не удается, заботливая и терпеливая Войтица не идет на ее поводу, наоборот, робко пытается уговорить принять ее сторону, примирить с верой в Бога. Трагический исход неминуем.
Остается пожалеть несчастную, одержимую бесом девушку и порадоваться, что добро оказалось не сломленным. И хотя злоключения монашек и настоятеля после гибели Алины не прекратились, и наверное кое-кому, очень хотелось бы увидеть их сломленными, утратившими твердость духа, но здравомыслящий и вдумчивый зритель видит, что правда на их стороне.
Нет сомнения, что история рассказанная в картине основана на реальных событиях. Путешествия по старым русским городам и монастырям я не раз слышала из первых уст рассказы о необычных заезжих гостях, которые на проверку оказываются посланниками темных сил, искушением для неокрепших монашеских душ.