Фильм оставил двоякое впечатление. То, что не понравилось: действие начинается фактически за полчаса до окончания экранного времени. Практически всё действие фильма проходит в тёмное время суток, хотя, возможно, это и оправдано: вероятно, режиссёр хочет этим подчеркнуть злые намерения Орды в плане их захватнической миссии.
Остаётся без ответа вопрос, почему хан не убивает и отпускает митрополита, хотя исцеление матери хана сразу не происходит, и хан, конечно же, не может знать наверняка, случится ли это вообще. Не поняла совершенно кадры с левитацией белого пушистого шара. На мой взгляд, это здесь вообще лишнее. Равно как явно лишние — кадры с крупным планом спины митрополита, когда с него срывают одежду: спина явно нестарого человека явно не аскетической жизни.
Не понравился, как показан Алексий: суетливый жалкий старик (кадры, когда он, в полной растерянности, выбегает на улицу, чтобы собрать землю и впоследствии приложить её к глазам матери хана), — это явно не поведение человека, свято верящего в Бога и отдающего Ему всего себя. Из того, что понравилось: отличная операторская работа и, конечно, игра актёров.
Великолепны, на мой взгляд, следующие кадры, полностью иллюстрирующие фразу «Бог поругаем не бывает»: русским рубят головы в присутствии матери хана, и вдруг начинает идти снег. Мать хана поднимает глаза к небу — и понимает, что не видит ничего вообще. Конечно,о многих нюансах, происходящих по ходу фильма, догадаться по наитию может только человек православной традиции: я о последних минутах фильма.
Ясно, что вырождение правящей ханской династии произошло не без участия Алексия, по молитвам которого сложились обстоятельства, о которых говорит в конце фильма диктор. Резюме: задумка хорошая, игра актёров отличная. Сценарий подкачал. Жаль.