Фильм Яна Якуба Кольского «Венеция», снятый по рассказам Влодзимеджа Одоевского «Сезон в Венеции», «Конь полковника» и «Цирк приехал, цирк уехал».
Грустная история жизни одиннадцатилетнего Марека, в оккупированной нацистами Польше. Не стоит ждать от этого фильма чего-то экстраординарного, просто жизнь и просто война, как оно бывает в таких случаях.
Марек влюблён в Венецию, и он единственный в семье, кто не был там. И мечта его попасть в этот город никак не осуществится. А тут ещё и война. И вместо Венеции Марек вынужден ехать в тётке в Похайчик. А далее жизнь в оккупации серая, безрадостная. Чтоб не сойти с ума Марек придумывает свою Венецию в подвале.
Кто-то возможно и скажет, — не смешно. Конечно, не смешно. Война. Как ни как. И что такое на войне какой-то одиннадцатилетний мальчик. Мальчик, душа которого стремится к красоте, мальчик, жаждущий родительской любви, мальчик у которого по идее вся жизнь впереди. Не по той нацисткой идее, а по общечеловеческой идее.
Марек не просто живёт, он наблюдает, делает выводы и незаметно для себя взрослеет. Он начинает думать, как взрослый, он начинает ценить жизнь. И в нём просыпается мужская ответственность, и когда он сам не дрогнув добивает камнем предателя, в нём что-то ломается.
Он начинает явственно ощущать пропасть между красотой и реальностью, между мечтой и тем, что предлагает ему жизнь. Взамен мечты. И вокруг себя он видит только человеческую боль и безысходность. Но должно же быть в мире и красота. Красота, восстанавливающая гармонию, красота несмотря ни на что, подчёркивающая смысл. На войне, другие мерки, другие критерии, другие точки отсчёта. И красота немного другая.
Военная красота, она в вере, она в надежде. Её нелегко понять, потому как, нелегко не сломаться, но если сумеешь понять, ты станешь не только сильнее, ты ещё станешь добрее, духовно чище и духовно богаче.
Собственно в этом видимо всё и заключено в превращении восхищённого мальчика в умудрённого жизнью мужчину. Режиссёр ни жалует никого, ни нацистов, ни советских, ни поляков, заставляя их в который пройти во всем кругам ада, режиссёр ищет стержень Моральный стержень, позволяющий остаться человеком, несмотря ни на что, без скидок на слабость и глупость.
Позволяющий выйти на новый уровень развития. От красоты внешней к красоте внутренней, от красоты осязаемой, к красоте души.