Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

«Карина» – якутская драма, бьющая рекорды в прокате. Что в ней такого?

31 мая 2024
Рассказываем о новом хите якутского кинематографа – фильме «Карина», снятом по реальным событиям. Какая жуткая история лежит в его основе? И в чем секрет кассового успеха ленты?

В августе 2014 года в одной из якутских деревень исчез ребенок. Карина Чикитова, которой тогда не было и четырех лет, ушла с собакой в тайгу. Ее пропажу заметили только через несколько дней: мать с бабушкой были уверены, что девочку забрал отец. Поиски ребенка длились почти две недели; когда спасатели уже начали терять надежду, голодная и покусанная насекомыми Карина наконец нашлась.

Вся Якутия следила за поисковой операцией в реальном времени, а позже история о девочке, выживавшей в тайге на протяжении 12 дней, разошлась по СМИ. Интерес публики к судьбе Карины был столь велик, что через десять лет после случившегося о поисковой операции сняли полнометражное художественное кино.

Лента, получившая название «Карина», вышла в прокат в Якутии 11 апреля и тут же стала хитом. К началу мая ее посмотрели более 120 тысяч якутских зрителей. За пару недель сборы добрались до отметки в 40 миллионов рублей, сделав фильм абсолютным лидером якутского проката (с конца апреля «Карину» также можно увидеть в кинотеатрах по всей России).

В чем формула успеха «Карины»?

В целом интерес местной аудитории к местному же продукту объясним, тем более, якутское кинопроизводство сейчас переживает бум. Снятые в самой республике картины нередко обгоняли в местном прокате и крупные российские проекты, и англоязычные блокбастеры; якутское кино тепло встречали на фестивалях и регулярно отмечали призами. Тем не менее, результат «Карины» впечатляет.

Востребованность фильма объясняется в первую очередь тем, что в основе сценария — реальная история, годы назад действительно взволновавшая массы. История мрачная, жутковатая, но со счастливым концом, что с точки зрения массового кинозрителя наверняка является плюсом.

Но дело, конечно, не только в узнаваемости сюжета, формула успеха «Карины» не так проста. В частности, авторы ленты подобрали идеальную актрису на главную роль. Софья Прибылых не то чтобы показывает великую игру (в силу возраста у нее просто нет профессиональных навыков), зато демонстрирует невероятную органику. Благодаря ей экранная Карина превращается в живую естественную девочку; за нее невозможно не переживать, даже зная, что все закончится хорошо.

При том, что история поисков Карины в фильме изложена достаточно прямолинейно (сцены с участием спасателей и вовсе выглядят реконструкцией), постановщица Марианна Сиэгэн и сценаристка Мария Находкина все же посчитали нужным придать картине легкий сказочный оттенок. Это, вообще говоря, свойственно якутскому кино: многие региональные ленты как минимум отмечают, что якуты живут в окружении духов, некоторые и вовсе посвящены взаимодействию людей с чем-то мистическим. «Карине» сказочные интонации идут; эпизоды, в которых героиня разговаривает с духом-деревом или визуализирует бабушкину фразу про то, как «хлеб с неба падает», получились одновременно трогательными и забавными.

А что с фильмом не так?

Впрочем, Сиэгэн и Находкина попытались расцветить прямолинейную историю еще и с помощью детективной составляющей, которую, в отличие от мистической, хочется назвать неудачной. Авторы фильма зачем-то пытаются интриговать на пустом месте, задавая зрителям никуда не ведущие вопросы: что не так с бабушкой, почему она что-то скрывает? Что прячет сосед по деревне в своем погребе? С учетом того факта, что целевой аудитории «Картины» финал наверняка известен заранее, все эти ходы кажутся дешевыми манипуляциями. При этом можно допустить, что нашлись зрители, которым попытки сблизить «Карину» с триллером пришлись по вкусу.

В общем, у «Карины» хватает свойств, делающих ленту привлекательной для зрителя, при этом работа Сиэгэн, скажем прямо, не выглядит выдающейся даже на фоне предыдущих якутских фильмов смежной тематики.

Хочется детского магического реализма на фоне суровой северной природы (роскошные пейзажи — еще одна отличительная черта якутского кино)? Восемь лет назад Татьяна Эверстова представила аудитории драму «Его дочь», обратите на нее внимание. Интересует региональная мистика? Посмотрите «Пугало» Дмитрия Давыдова или «Иччи» Костаса Марсаана (сама Сиэгэн, кстати, работала над последней из упомянутых лент как продюсер). Наконец, если вам нужна история о выживании в недружелюбной среде, есть «Вертолет» Михаила Лукачевского.

Все эти фильмы (за исключением разве что довольно блеклого «Вертолета») ни в чем не уступают «Карине», а в чем-то даже превосходят ее. «Пугало», например, может похвастаться великолепной актерской работой исполнительницы главной роли Валентины Романовой-Чыскыырай, а Эверстова в своей ленте безупречно передает ощущения ребенка, чье лето проходит в деревне у бабушки и дедушки.

За добившуюся оглушительного (по крайней мере, по якутским меркам) успеха «Карину» остается только порадоваться. При этом хочется верить, что картина Сиэгэн не затмит в глазах зрителей другие якутские фильмы, а, напротив, напомнит аудитории об их существовании. Многие из них точно заслуживают не меньшего внимания, чем этот свежий кассовый хит.