Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Пьеру Ришару — 85: за что великого актера обожают в России

17 августа 2019
В 2019 году главный французский комедийный артист отметил юбилей, побывал в России и поблагодарил русских зрителей за любовь

Высокий блондин в черном ботинке, Невезучий, Рассеянный, Беглец, Папаша — все это роли Пьера Ришара Мориса Шарля Леопольда Дефея, известного миллионам зрителей просто как Пьер Ришар. 16 августа великому мастеру комедии исполнилось 85, но пышному празднеству он предпочел отдых с семьей — подальше от телекамер. И попросил передать своим русским поклонникам огромную благодарность за их любовь. Поздравляем любимого артиста и вместе с почитателями Пьера Ришара вспоминаем этапы его славного пути. 

Ришар на 555-метровой красной дорожке

В России давно и преданно любят французские кинокомедии. И немудрено: позитивного заряда от этих в большинстве своем легких, изящных и остроумных картин хватает надолго. А если в них задействованы выдающиеся мастера, то просмотр становится не только развлечением, но и большим удовольствием. Фильмы с участием Пьера Ришара как раз таковы. Один из них — «От семьи не убежишь» Дэни Буна — в прошлом году прошел в российском прокате. Режиссер признался, что писал сцены специально под Ришара, и в образ его героя вложил немного от своего деда, у которого тоже была автомастерская:

Меня очень трогает любовь русских к французской комедии и Пьеру Ришару, потому что я сам его фанат. В 2008 году мы с ним озвучивали мультфильм «Миа и Мигу». Но в студии не пересеклись, и тогда я решил, что сниму его в своей картине. 

От персонажей Пьера Ришара невозможно оторвать глаз — настолько они обаятельны. В каждом виден он сам — интеллигентный, деликатный и очень доброжелательный человек. Русская аудитория неоднократно имела возможность в этом убедиться. Со своими фильмами актер побывал в Ханты-Мансийске, Омске, Новосибирске, Мурманске, Москве. А летом этого года впервые приехал на Кавказ. Заслуженный артист России, президент фестиваля «Хрустальный источник» Эвклид Кюрдзидис рассказал:

Он настоящая звезда, но абсолютно искренне и щедро делится со всеми своим светом. У него совершенно отсутствуют претензии, на которые имеет право артист такого уровня. Он очаровал тысячи людей. Прошел по длиннейшей красной дорожке — 555 м! — и на всем пути здоровался, обнимался и фотографировался. И был действительно счастлив, когда ему кричали: «Мы вас любим, Пьер!»

Баловень судьбы

Франция всегда славилась комедийными актерами. Традиции театральной комедии восходят к Мольеру, а в кино связаны с именами Макса Линдера («Будьте моей женой») и Эмиля Коля, Фернанделя («Трудный возраст») и Бурвиля («Красный круг»), Луи де Фюнеса и Жака Тати («Трафик»). С одной стороны, Ришар им наследует, с другой — открывает новые горизонты. Самое известное его амплуа — наивный простофиля — при всей своей притягательности вещь опасная. Трудно работать на поле, которое уже успешно взрыхлили, и тем не менее, Ришар сумел взрастить на нем свой неповторимый образ. 

Сам актер, автор нескольких интереснейших мемуаров, утверждает, что его фильмы автобиографичны, и он тот самый рассеянный, застенчивый человек, которого играет. С единственным, правда, отличием: он научился справляться с этими недостатками. Однако Ришар не в пример своим героям никогда не был мелким служащим, неудачливым журналистом или безработным актером. В определенном смысле его можно назвать баловнем судьбы. Решив стать актером в ранней юности, он последовательно шел к своей цели.

Приехав из провинции в Париж, он, еще Пьер Дефей, поступил на театральные курсы, потом недолго выступал на сцене Национального народного театра (ТНП), который возглавлял выдающийся актер и режиссер Жан Вилар («Рафаэль-развратник»). Именно тогда он взял себе псевдоним, составленный из двух его имен. На сцене ТНП в это время царили Жерар Филип («Опасные связи»), Мария Казарес («Бланш и Мари»), Жорж Вильсон («Пармская обитель»), Филипп Нуаре («Откройте, полиция!»). Молодому актеру сложно было пробиться на первые роли, и он решил идти к успеху другим путем — сначала через антрепризу, затем через кабаре.

Именно кабаре, где артист вступает в диалог со зрителями и должен уметь осадить нахала или поощрить доброжелателя, сформировало Пьера Ришара как острохарактерного актера. Здесь он нашел идеального партнера — Виктора Лану («Женщина в опасности»), играл с ним сценки-скетчи собственного авторства или парный конферанс, оттачивал приемы, шлифовал реакцию. В кино Пьер Ришар пришел уже сложившимся мастером, и в лучших его фильмах чувствуется отчетливый след кабаре.

Драма и комедия в одном флаконе

Истинная уникальность Ришара заключается в том, что он может сыграть и комедию, и драму, и совместить эти полярности, что называется, в одном флаконе. Подобная многогранность роднит его с другим великим французом — Жераром Депардье, а сыгранных ими в дуэте «Невезучих», «Беглецов» и «Папаш» делает шедеврами мирового кинематографа. С Депардье Ришара связывает и увлечение виноделием, которое во Франции не что иное, как разновидность искусства.

Кстати, винодела Ришар сыграл в последнем на сегодняшний день своем фильме (его название пока не сообщается). Режиссер Нана Джорджадзе, лауреат Каннского кинофестиваля, ранее сняла актера в двух своих картинах: «1001 рецепт влюбленного кулинара» и «27 украденных поцелуев», а теперь завершает третью. По словам постановщицы, Пьер Ришар играет дедушку главного героя. «Его персонаж, — отмечает Джорджадзе, — владелец старинного французского замка и потомственный винодел. Виноградники давно пришли в упадок, однако он не хочет с этим мириться и пытается сохранить семейную традицию. Герою Пьера веришь сразу и безоговорочно. Потому что он человек красивой души, богатого внутреннего мира». 

Вообще хочу сказать, что Пьер Ришар красиво постарел, хотя назвать его старым невозможно — у него озорная энергетика и молодые глаза. По-человечески он необычайно добр и очень прост, как все большие личности. Работать с ним, да и просто знать его лично — огромное счастье.

Напоследок любопытный факт. Парадокс, но у столь востребованного актера плохо обстоит дело с персональными наградами. Он удостоен лишь почетного «Сезара» по совокупности заслуг, а единственный приз за лучшую мужскую роль на фестивалях класса А был вручен ему в Карловых Варах — как раз за «Кулинара». Но что значат официальные награды в сравнении с народным признанием? А его у нашего героя столько, что впору делиться с титулованными коллегами.