1. Перемещения в пространстве. «Престиж»
Смертельное противостояние двух искусных иллюзионистов легло в основу фильма Кристофера Нолана «Престиж», название которого означает главную, самую сложную часть номера — возвращение исчезнувшего предмета. Роберт Энжиер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бэйл) — два фокусника, поистине посвятивших всю свою жизнь этому искусству, принося в жертву не только себя, но и близких. Чтобы проделать свой трюк с перемещением, Энжиеру приходится найти похожего на себя как две капли воды безработного актера. Именно он выходит на сцену в финале фокуса и получает все овации, в то время как главному шоумену приходится довольствоваться шумом аплодисментов, находясь под сценой. И это — лишь самое малое, на что фокусник готов пойти ради успеха своего номера.
Александр Муратаев, иллюзионист, эксперт шоу современных фокусов на ТВ-3 «Все, кроме обычного»:
Секрет этого фокуса раскрыт в фильме, однако не припомню, чтобы кто-то показывал что-то подобное в реальности. И дело не только в том, что здесь нужен близнец, о котором никто не знает. Здесь необходимы свой театр и своя сцена, полностью подготовленная под иллюзиониста. Такое на данный момент можно осуществить где-нибудь в Лас-Вегасе, где отели выделяют театр под одного иллюзиониста на несколько лет.
2. Освобождение из оков. «Гудини», «Иллюзия обмана»
Иллюзионистка Хэнли Ривз (Айла Фишер) попала в команду «Четырех всадников» благодаря своему кровавому номеру со спасением от пираний. За одну минуту она должна была освободиться от наручников, находясь в наполненном водой аквариуме, пока к ней не запустили смертоносных рыб. Но что-то идет не так, и вот девушка скрывается из виду в пучине собственной крови, не сумев вовремя вскрыть замок. Пока напуганные зрители пребывают в шоке, совершенно невредимая Хэнли оказывается за их спинами, заставляя нас строить теории – ненастоящие пираньи? Тоннель под сценой? Спрятанный в кармашке ключ от наручников?
Подобными вопросами задавались еще в начале XX века те, кому повезло лицезреть трюки гениального Гарри Гудини, американского иллюзиониста, прославившегося виртуозными освобождениями из наручников и побегами из тюремных и пыточных камер, баллонов с водой и даже гробов. Сегодня, когда завеса тайны его трюков уже давно приоткрыта, интерес зрителя к его личности сохраняется — секрет Гудини кроется в его харизме и незаурядной биографии, ставшей основой для драматических историй о его жизни. Так, в начальной сцене телесериала «Гудини» скованный цепями Эдриан Броуди эффектно прыгает в ледяную прорубь Темзы, оставляя публику размышлять не столько о природе этого фокуса, сколько о безумной страсти фокусника к своему делу.
Фокус с пираньями вполне можно осуществить, хорошо подготовившись, а освобождение Гудини и вовсе реальное. Это даже не фокус, а знания и умения, которые тренируют годами. В плане открывания замков и освобождения от оков, конечно, есть свои секреты, за счет которых выполнение таких трюков становится намного легче.
3. Трюки с протыканием. «Невероятный Берт Уандерстоун»
Комедийный фильм «Невероятный Берт Уандерстоун» — пускай и не самый удачный проект в карьерах Стива Каррела и Стива Бушеми, зато он точно пополнил копилку уморительных выходок Джима Керри, герой которого просверливает себе голову прямо на сцене. Главные герои картины – двое закадычных друзей, создавших дуэт фокусников. В их шоу входит беспроигрышный номер с «протыканием» очередной ассистентки, который, помимо колоссальной профессиональной сноровки, требует полного доверия партнера.
В одном из классических вариантов исполнения этого фокуса секрет заключается в том, что ассистентка в ящике принимает строго определенную позицию (поджав ноги и прислонившись спиной к задней стенке) и направляет проникающие шпаги в заранее отведенные выходные отверстия. Интересно, у героя Керри тоже было продуманное отверстие для сверла в голове?
Если фокусник профессионал, он не травмируется и не травмирует ассистентов. Но бывает, что кто-то кому-то что-то «протыкает». Потому что многие ленятся тщательно репетировать, сразу начинают показывать, не изучив сам фокус. Не так много сильных профессионалов, которые посвящают этому жизнь и тренируют все идеально. Отсюда и ошибки. Знаю реальный случай, когда ассистентка рассказывала, что у нее куча царапин и зацепок на коже, хотя работает с профессионалами.
4. Левитирующий дождь. «Иллюзия обмана 2»
В «Иллюзии обмана 2» персонаж Джесси Айзенберга, Дэниел Атлас, убеждает зрителей в том, что ему подвластно невозможное — в его руках дождевые капли застывают на месте, а затем и вовсе устремляются вверх. Восторженная публика ликует, глядя на эту магию, но фокусник сразу выкладывает все карты на стол — всего лишь ловкость рук и… немного стробоскопов! Дело в том, что мерцающий стробоскоп подсвечивает струю воды с такой частотой, что человеческий глаз, способный улавливать только 24 кадра в секунду, видит лишь одну каплю, колышущуюся в воздухе.
Разумеется, это монтаж, но теоретически такой фокус можно осуществить – правда, очень дорогостоящим способом. Ну и, конечно, он только телевизионный. Показать его в присутствии зрителей никак не получится.
5. Вырастающее из зернышка дерево. «Иллюзионист»
Драматично-романтическая история на фоне трюкового волшебства разворачивается в «Иллюзионисте», где Эдвард Нортон играет Эдуарда Абрамовица, завоевавшего публику своими невероятными номерами. Два самых эффектных фокуса авторы картины позаимствовали у французского иллюзиониста Жана Эжена Робер-Удена, прозванного отцом современной магии.
Робер-Уден был виртуозным изобретателем фокусных автоматов, некоторые из которых используются до сих пор. Так, апельсиновое дерево, вырастающее из зернышка на глазах у восхищенных зрителей, – не что иное, как придуманный им механизм, скрытый в горшке. Ветками растения притворяются трубки, из которых выталкиваются листья, сделанные из шелка, а фрукты «созревают» с помощью замаскированных экранов, которые до нужного фокуснику времени скрывают плоды. Из искусственных апельсинов вылетают такие же искусственные шелковые бабочки, кружащие вокруг дерева при помощи воздушной струи из скрытой в дереве трубки.
Сейчас эти секреты доступны чуть ли не всякому фокуснику-новичку, но в конце XIX века это казалось чародейством. Современного же зрителя удивить все сложнее, поэтому и фокусы становятся изобретательнее – убедитесь в этом сами во время просмотра нового шоу современных фокусов на ТВ-3 «Все, кроме обычного».
6. «Спиритический» сеанс. «Волшебная история»
Общение с духами – излюбленный прием фокусников, которые хотят поразить зрителей существованием паранормального и мистического. Но Гарри Гудини из «Волшебной истории» в исполнении Харви Кейтеля после подобного «спиритического сеанса» объявляет впечатленным присутствующим, что это был всего лишь ловкий трюк. Великий иллюзионист действительно был противником того, что многие фокусники маскировали свои трюки под популярным в 1920-е годы спиритизмом, и активно занимался разоблачением шарлатанов.
Мистику фокусники частенько используют для усиления эффекта, чтобы зрители поверили, что это реальная магия. Лично я негативно отношусь к тем, кто фокусы выставляет за магию. Многие пользуются этим в плохих целях, проводя «спиритические сеансы» и вымогая деньги с доверчивых зрителей. На самом деле все, что используется на данный момент, — это фокусы.
7. Фокус с картой. «Иллюзия обмана»
Даже самый простой карточный трюк превращается в руках главы банды иллюзионистов «Четыре всадника» Дэниела Атласа в эффектное шоу, когда в форме загаданной зрительницей бубновой семерки загораются окна на ближайшем небоскребе. Впрочем, выбранная карта отнюдь не случайна. Секрет в том, что герой пролистывает колоду, оба раза задерживаясь на конкретной карте чуть дольше остальных. Признайтесь, вы ведь тоже загадали семерку бубен?
Сам карточный фокус не сложный, его легко сделать. Здесь главное — договориться со зданием и обеспечить синхронность с электриками.
Еще больше интересных номеров иллюзионистов ищите в новом проекте канала «ТВ-3» «Все, кроме обычного» и вместе со звездными гостями попытайтесь понять, как устроены современные фокусы.