Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Ольга Зуева: «Наши с Даней сценарии переспали друг с другом»

28 апреля 2018
Актриса, режиссер и возлюбленная Данилы Козловского — о том, как снимала свой первый фильм с ним в одной из главных ролей, как снималась сама в его первом фильме, и о том, как победить предрассудки

Вы так сильно любите футбол? Или пришлось полюбить ради роли в «Тренере»?

— Не могу сказать, что теперь рвусь на футбольное поле смотреть игры, но меня невероятно тронула та энергия, которая есть в этом спорте. Футболисты сначала напомнили мне моделей, а потом — кинематографистов. Как и модели, игроки будто оторваны от всего мира: у них тренировки, поездки, турниры — такая своя, отдельная жизнь.

Это напомнило мне мою юность, когда я жила примерно так же: кастинги, Недели высокой моды, съемки, переезды. Спартанский быт, когда ты живешь в одной комнате с одной, двумя или тремя девочками.

А страсть футбольная очень сопоставима с той, которую испытывают кинематографисты к тому, что делают: невозможно работать в кино, если ты его не любишь. Тут надо гореть. В этом смысле мне футбол очень понятен и близок.

Вы вносили некоторые правки в сценарий «Тренера». Можете привести пару примеров?

— Не хочу это называть правками. Я работала над женскими персонажами – и над Варей (героиня, которую сыграла Ольга Зуева. — Прим. ред.), и над Ларой (ее сыграла Ирина Горбачева. — Прим. ред.). Где-то помогала ему [Даниле] с диалогами, где-то еще с чем-то. Для меня и для Дани было важно проговаривать персонажа — когда это делаешь, он становится точнее, ярче, живее.

Я вообще изначально хотела Лару сыграть. Но мне Даня сразу сказал: «Ты точно не Лара, я даже пробовать тебя не хочу».

Ну ладно, не Лара, так не Лара. Тогда, правда, еще не было ни точной Вари, ни точной Лары, но мне сама идея женщины — президента футбольного клуба казалась невероятно сексуальной, амбициозной.

В итоге вы сыграли Варю, причем роль получили только тогда, когда сами внесли изменения в сценарий — «превратили» дочку, которая должна была быть у вашей героини, в сестру.

— Да, когда я предложила себя на роль Вари, Даня сомневался: внешние данные не позволяли мне сыграть более взрослого персонажа (хотя я, теоретически, и могу быть матерью 12-летней девочки). Но когда я предложила вариант, где у Вари не дочка, а сестра, Дане все очень понравилось, потому что сразу ушла такая, знаете, псевдогрусть: мать-одиночка, вот это все — как будто мы пытались вызвать жалость к героине.

Осталась просто молодая девушка, которая принимает реальность, где она одна среди мужчин, самодостаточная. Варя, кроме прочего, не вешается на Столешникова (героя Данилы Козловского. — Прим. ред.) — потому что, как мне кажется, находится в такой позиции, когда она как профессионал важнее, чем она как женщина.

На это и смотреть интереснее. Не то, что обычно: когда мы видим в кино женщину, которая влюбляется в главного героя, а потом сразу понимаем, что это лишь вопрос времени — когда они ворвутся в спальню.

До «Тренера» вы вместе с Данилой Козловским снимали ваш собственный режиссерский дебют — «На районе». После вы поменялись на площадке ролями. Сложно было?

— Я не смотрю на это как «я была главная на площадке», а потом перестала ей быть. Да, есть режиссер — он голова, сердце любого фильма. Его слово закон, именно он говорит, куда идти и в каком темпе. Это данность.

Когда я была режиссером у себя на площадке, а Даня — продюсером, он просто спасал меня, потому что как продюсер брал на себя все проблемы. Я занималась только художественными, непосредственно режиссерскими обязанностями: могла не переживать, что где-то какой-то конфликт, чего-то не хватает, нет денег, объект слетел и так далее. Даня обо всем этом тревожился, занимался всем этим.

Я на самом деле счастливый режиссер-дебютант: больше всего я боялась (особенно потому, что я еще и молодая женщина-режиссер), что мне будут указывать, как нужно работать, каких артистов утверждать, какой должен быть монтаж. А в итоге мне дали выбрать всех артистов, которых я хотела, — всех до единого. Меня никто ни в чем не урезал, даже на монтаже. Там полностью монтаж, который я хотела.

Авторитет Данилы сказался?

— Данила вообще не занимается тем, что ему не нравится. Если он за что-то берется, значит, в это верит. То, что я заинтересовала актера Данилу Козловского ролью в фильме, говорит о том, что сценарий — не буду говорить, что хороший, — но точно неплохой.

И как вам удалось его заинтересовать?

— Мы уже тогда встречались некоторое время, я жила в Нью-Йорке и была кинематографистом, снимала короткометражки, у меня был некоторый актерский опыт, я писала сценарии — у меня было на тот момент два готовых. Даня все это знал, но ничего не видел. Я не обвиняю его в этом, я знаю, почему так было: есть предрассудок, считается, что если девушка — модель, она не может быть, к примеру, литератором.

Я очень долго не могла его уговорить прочитать сценарий. А потом мы оказались на нашем первом отдыхе, и он, наконец, это сделал. Моей главной надеждой тогда было не услышать от него, что то, что он прочел, — говно. А он закрыл сценарий, посмотрел на меня совершенно новым взглядом и сказал: «Я хочу это делать. Я хочу играть главного героя, я хочу продюсировать».

Это потом уже мы передумали — и это было наше обоюдное решение, что он сыграет второго, а не первого главного героя, а первым станет Илья Маланин. Но тогда это превзошло все мои ожидания.

Большинство людей мыслит стереотипами — и я тоже иногда так делаю. Я точно знаю, что когда человек смотрит на меня, на мои длинные ноги и модное платье, то может думать: «Как эта девочка может сделать фильм ‘’На районе’’?» А я могу сделать фильм «На районе», потому что я не только девочка-модель.

Я из Владивостока, мне не 17 лет, я взрослый человек, я прошла определенный путь. Я в 15 лет уехала из дома, жила в десяти странах мира, общалась с африканскими детьми на улицах Кейптауна и с миллионерами в Нью-Йорке на каком-нибудь званом ужине. У меня есть опыт, мне есть что рассказать, — дайте мне шанс.

Но при этом у вас фильм про бандитов, если не ошибаюсь?

— Нет, не про бандитов, у меня вообще не фильм про 90-е, как многие думают: там нет водки, свадеб, мордобоя. Зато есть очень модные парни — но очень простые, уличные.

Сейчас ведь, если посмотреть на уличных парней, это уже не то, что было в 90-е, когда люди сидели на лавочке и лузгали семечки. Сегодня ребята ходят в спортивный зал, занимаются внешностью. Теперь даже не нужны деньги, чтобы одеваться модно — для этого нужен вкус. И провинциальные, отдаленные города, глубинка — там тоже есть свой стиль. Необязательно быть редактором модного мужского журнала, чтобы понимать, как выглядеть хорошо — так, как выглядят у меня парни в «На районе». И мне было важно показать их такими.

Надоело, что все в мире считают русских мужчин какими-то неотесанными, некрасивыми, асексуальными типами. Это не так. И мне хотелось это показать.

То есть у вас будет очень стильный фильм?

— Ну, так, наверное, нельзя говорить… Хотя, да, он стильный, у меня стильные парни. Они бедные, но они стильные!

У «Тренера» тот же оператор, что и у вашего фильма «На районе», — Федор Лясс. По картинке сходство будет?

— У нас очень разные картины. Очень разная местность. У меня была одна камера, у Дани — пять. Мы совершенно по-разному с ним работаем, в плане режиссуры у него свой подход, у меня — свой. Хотя, да, все снимал Федя Лясс, наверное, есть какой-то почерк оператора, но это не будет чем-то определяющим, параллель будет провести сложно. Хотя есть некоторые вещи…

Мы с Даней иногда смеемся и подшучиваем, что наши сценарии «переспали» друг с другом, и в них перепутались имена: например, Даня взял в «Тренера» фамилию моего главного героя из «На районе». Еще в моем фильме у героя Данилы, Кисы, есть машина по имени Лара. И в «Тренере» — пожалуйста — тоже есть Лара. В общем, такой легкий флирт. (Смеется)

Вы говорите, что в профессиональном плане вы с Данилой очень разные. Как удалось сработаться?

— Как я уже говорила: когда я была режиссером, Даня меня поддерживал и во всем помогал. Я боялась, что будет много профессиональных скандалов, но это шло от предрассудков, историй, о которых я слышала от кого-то. Есть, например, знаменитая фраза Марины Абрамович: «Художник никогда не должен встречаться с художником». Но это ее опыт.

Не только она так считает, в целом довольно распространенное мнение.

— Да, но я могу точно сказать: вот у нас получилось. У нас даже не было большого количества ссор.

Был один большой конфликт во время съемок «На районе», который длился три дня. Все случилось из-за какой-то одной вещи, был просто эмоциональный момент, где мы не смогли найти точных слов для обсуждения, а как только успокоились, все разъяснилось. Мне кажется, в первую очередь, должно быть уважение. Понятно же, что мы делаем фильм, и он, как и я, хочет, чтобы все получилось.

Вы много работали в США, в том числе, например, снимались в сериале «Оранжевый — хит сезона». Где вы видите себя в дальнейшем — там или здесь?

— Я не делаю каких-то «разметок» карьерных. Я сегодня представляю, например, здесь «Тренера», в сентябре выйдет фильм «На районе», сейчас у меня готов проект, который я запускаю с другим продюсером. Если у нас получится, начнем снимать в августе.

Для меня кино не имеет национальности, это не про то, где снимают, это скорее про то, что я хочу сказать как автор. Где — это вопрос того, что происходит в сценарии. Если происходит в Нью-Йорке, то будет Нью-Йорк.