Прошлогоднее «Прибытие» было первым вашим фантастическим фильмом, теперь выходит «Бегущий по лезвию 2049», сразу после вы планируете взяться за «Дюну». Откуда такой интерес к научной фантастике?
— Вообще-то интерес к фантастике у меня с давних времен. В детстве и подростковом возрасте я читал множество фантастических романов и комиксов, постоянно смотрел sci-fi-фильмы. Почему я так увлекался этим жанром? Даже и не знаю. Мне казалось, что такие книги и кинокартины как-то ближе к снам.
Научная фантастика нередко ставит перед зрителем или читателем экзистенциальные вопросы, заставляет сталкиваться с бесконечностью. От этого, бывает, возникает ощущение головокружения, и мне оно очень нравится.
Мои давние друзья предполагали, что я, будучи начинающим кинематографистом, возьмусь именно за sci-fi. Они, наверно, до сих пор не понимают, почему я шел к фантастике окружным путем. (Смеется.) Но на заре карьеры я снимал документальные фильмы, и реальность меня захватила. У меня появился аппетит к реалистичным картинам, мне казалось, что они более осязаемые, что ли. И более доступные в финансовом плане — особенно для новичка. Когда я только перебрался из Канады в Голливуд, у меня первым делом спросили, чем бы я хотел заниматься. И я ответил: тем, что я могу делать в Лос-Анджелесе, но не мог в Монреале, — научной фантастикой.
У меня наконец-то появилась возможность удовлетворить желание, дремавшее во мне на протяжении 30 лет. Но это не значит, что впредь я планирую снимать только фантастику!
И «Прибытие», и предстоящая «Дюна» — экранизации, да и первый «Бегущий по лезвию» снят по роману Филипа Дика. Есть ли другие фантастические книги, события из которых вам бы хотелось перенести на экран? Или, если короче, есть ли у вас фантастические книги-фавориты?
Моя любимая фантастическая книга — «Дюна». Прошли годы, а я так и не потерял к ней интерес, как это случилось с некоторыми другими книгами того же периода. С книгами этого жанра ситуация такая: не все они пригодны для переноса на большой экран. Мне, например, повезло с «Историей твоей жизни», из которой получилось «Прибытие», но вообще-то подходящий материал приходится искать.
Как вы относитесь к роману Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»?
Я знаю, что Ридли Скотту книга не нравится. А я ее люблю. Люблю ощущение паранойи, которое она вызывает, ее двусмысленность, меланхоличность… В моем представлении «Бегущий по лезвию 2049» — наследник не только фильма Скотта, но и книги.
Понятно, что книга Дика и фильм Скотта — отдельные художественные произведения. В первоисточнике, скажем, достаточно юмора, а в экранизации он отсутствует...
— Да-да, с этим я согласен.
Есть ли в книге какие-то другие элементы, которых вам не хватало в версии Ридли?
— Мне кажется, в книге ощущается влияние культуры Восточной Европы, там, например, фигурируют в том числе русские персонажи, а в фильме этого не было. Картина сконцентрирована на протагонисте, Декарде, и политический ландшафт, созданный в романе, в результате как-то смазывается. Я попытался вернуть эти элементы в «Бегущем по лезвию 2049».
Что же касается юмора — нет, в моем фильме его тоже искать не стоит. Если он и присутствует, то в совсем небольших дозах. Хотя мой фильм, пожалуй, не такой мрачный, как лента Скотта. Но, честно говоря, это не попытка приблизиться к настроению книги, просто таким вышел сценарий.
Вам не было страшно браться за продолжение фильма, обросшего целой армией преданных поклонников?
— Да, сомнения, конечно, были. Я не сразу принял решение.
Когда мне только предложили снять сиквел, я подумал, что это чудовищная идея. Точнее, так: одновременно чудовищная и фантастическая. Я сказал: «Нет, ну что вы, такие вещи делать не принято. Вы же, приходя в храм, не начинаете там разрисовывать стены».
Но потом я прочел сценарий, и моя точка зрения поменялась: я обнаружил в нем множество отличных идей. Трудность была в том, чтобы вернуться во вселенную «Бегущего по лезвию» и попытаться привнести туда что-то новое, осознавая при этом, что оригинальный фильм повлиял на многие фантастические киноленты, последовавшие за ним.
Честно говоря, я пока не видел фильм целиком, студия сохраняет обстановку строжайшей секретности. Но я заметил, что в тех фрагментах, которые были показаны журналистам, звучит трек Вангелиса из первого «Бегущего по лезвию»...
— Не знаю, что именно вам показывали, но мне теперь самому любопытно взглянуть. Дело в том, что в новом фильме работ Вангелиса вообще-то нет. Музыку на этот раз написали Бен Уоллфиш и Ханс Циммер. Правда, по моему настоянию они использовали те же инструменты, что и Вангелис.
Для меня было важно, чтобы музыка вызывала те же ощущения. Когда я пробовал в качестве саундтрека что-то другое, фильм буквально отторгал эти композиции.
То есть ни ремиксов, ни каких-то альтернативных версий старых треков в картине нет — только новая музыка?
— Именно так! Новая музыка, которая, по моему замыслу, должна была получиться предельно близкой к старой. Работы Вангелиса я считаю неотъемлемым элементом первого фильма. Вам показалось, что в «Бегущем по лезвию 2049» есть ремикс на трек Вангелиса? Что же, для меня это лучший комплимент!