Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Сергей Светлаков: «"Выпускной" и "Горько!" — фильмы, понятные всем»

8 октября 2014
Актер, сценарист и шоумен рассказал «Афише Mail.Ru» о том, почему ему не досталось роли в «Выпускном», что общего у этого фильма с нашумевшей комедией «Горько!» и почему обе картины можно считать народными комедиями

Вы собственный выпускной помните? Там тоже, что называется, огонь был?

— Прям огня не было, только угольки. Родители их периодически пытались затушить, но мы подбрасывали настоящих дров. Не скажу, что было полноценное противостояние, но определенный конфликт возник. В результате мы все равно оторвались, но мне выпускной запомнился скорее душевным, а не веселым. Пианино в кабинете музыки, «Крылатые качели» в пять утра... В общем, теплые воспоминания.

Правильно ли будет сказать, что «Выпускной» — это примерно то же самое, что и «Горько!», просто в центре внимания на этот раз другое мероприятие?

— Стилистика, может быть, близка, но для меня это совершенно разные фильмы. Их объединяет разве что искренность, с которой мы придумывали героев и ситуации. Ну и второй момент — это с нашей стороны попытка объединить идеи в рамках чего-то, что можно было бы назвать народной комедией. И «Горько!», и «Выпускной» — фильмы, которые понятны абсолютно всем. Кому-то они кажутся более смешными, кому-то — менее. Кто-то в них не видит морали, для других, напротив, ее слишком много. Но в том, что обе ленты дают возможность любому зрителю и посмеяться, и погрустить, я не сомневаюсь.

А как у вас родилась идея со свадьбы на выпускной переключиться?

— Мы придумали и надеемся реализовать определенное направление — фильмы, где за основу взято что-то, объединяющее нацию. В нашей стране это, как правило, праздники. Ну и еще всякое. (Смеется.) Мы идем по важным и понятным абсолютно всем событиям. Пытаемся с одной стороны показывать узнаваемые вещи, с другой — придумывать такие свадьбы и выпускные, которые не были бы похожи на уже произошедшие. Сама идея «Выпускного» принадлежит моим сопродюсерам, Диме Нелидову и Илье Бурцу. А мы с Сашей Незлобиным и ребятами из Екатеринбурга написали этот фильм, как его видим.

Именно вы насколько глубоко в написании сценария участвовали?

— Глубже не бывает. Мы с Сашей Незлобиным — основные авторы этого фильма.

Почему вам самому в «Выпускном» роли не досталось? Желания не было?

— Желание было. Роль мне не придумали, так бывает. Все варианты, которые появлялись, были искусственными, и народ бы это понял. А кино в целом получалось душевным и достаточно натуральным, близким к жизни. Мое появление в кадре выглядело бы как специальный рекламный ход. В итоге мы решили, что фильм самодостаточен и ему такая помощь не нужна.

 

И в результате в фильме снялись только незасвеченные актеры.

— Да-да. Был многомесячный кастинг. Сумасшедший отбор проводился в нескольких городах — и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Екатеринбурге. Режиссер сам ездил по городам. Каждый день были отчеты, выборка лучших, вышедших во второй тур, потом в финал. Мы голосовали, спасали кого-то своими SMS, в общем, все было как на хорошем телешоу. На самом деле была проделана гигантская работа с целью найти молодых и талантливых актеров. Ну то есть не обязательно молодых, есть и взрослые. В итоге, мне кажется, все со своей задачей справились. Кстати, это тоже составляющая нашего авторского почерка — не браться за звезд, не опираться на уже устоявшиеся схемы. Мы ищем людей, у которых раньше не было возможности раскрыться, но они вполне могут стать популярными на всю страну благодаря своему таланту.

Кроме того, мы изначально верили в материал, который собирались снимать. У нас не было необходимости закрывать какие-то драматургические или сценарные дыры мегазвездами, за чье участие нам зрители все простят.

У вас в «Выпускном» в кадре довольно много алкоголя появляется...

— У нас там очень мало алкоголя. Это связано с тем, что в сфере кинематографа сейчас соответствующие кампании проводятся. Мы, наверно, как раз стали первыми, кто попал под новый закон. Наш фильм посмотрело Министерство культуры, и нам поставили большой возрастной ценз — 18+. При этом я уверен, что зритель на выходе из кинотеатра вообще не будет понимать, почему был присвоен такой рейтинг. На мой взгляд, это фильм для всей семьи. У нас изначально было немного алкоголя, но мы еще и убрали по настоятельному совету Минкульта. За некоторые сцены, если честно, обидно.

А вы не могли бы сформулировать свое отношение к закону, запрещающему показывать распитие спиртного в кино?

— Мое отношение... Безусловно, нужно подавать правильные примеры, ограничивать количество табачной и алкогольной рекламы. Но кто те люди, которые должны решать, можно ли человеку в кадре сидеть с сигаретой и бутылкой? Является ли это частью творческого замысла? Или в данный момент растлевается молодежь? Я бы, например, тоже хотел поучаствовать в голосовании. Эти люди — они же сидят в кабинетах, я их ни разу не видел и не знаю. И от них приходят решения, которые невозможно оспорить. Мне кажется, это немного нечестная ситуация.

Давайте напоследок немного поговорим о «Горько! 2». Все знают, что сиквел посвящен уже не свадьбе, а похоронам. А для вас, человека, так сказать, изнутри, в чем основное отличие продолжения от первой серии?

— Для меня «Горько! 2» — это вообще самодостаточный, отдельный фильм, он живет своей жизнью. Если человек не знаком с первой частью, он может посмотреть вторую, и она будет полностью понятна и самостоятельна. С моей точки зрения, это гигантский плюс картины. Режиссер не просто снимал о новых приключениях той же компании — он делал свое авторское кино, просто с использованием инструментов, уже известных всей стране.

У вас есть какая-то сформировавшаяся точка зрения, касающаяся выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя? Вопрос может показаться отвлеченным, но я потом объясню.

— Высказаться однозначно за или против я не могу, сформировавшегося мнения нет. Это однозначно плохой поступок с их стороны и неадекватный ответ с другой стороны. Великое счастье, что я занимаюсь кино и не имею к этому никакого отношения.

Тогда такой вопрос: а вам не кажется, что рекламный плакат «Горько! 2», пародирующий Тайную Вечерю, тоже вполне себе может оскорбить чьи-то религиозные чувства, как и выступление Pussy Riot?

— Мы какие-то издевательские чувства в этот постер не вкладывали. Если кто-то их все же разглядит, мы, наверно, можем написать письмо и извиниться перед этими людьми. Пока прецедентов не было. Мы в процессе создания проводили тестирование, и ответной реакцией был абсолютный позитив. В любом случае это комедия — комедия о нашей стране. Она приближена к нашей реальной жизни. А я считаю, что все сферы нашей жизни имеют право в той или иной форме быть обшучены или представлены на экране. Я не считаю, что это закрытая тема. Попытки оскорбить кого-то не было, здесь заложен юмор. Это не было специальной провокацией, надеюсь, аудитория все воспримет правильно.