Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Владислав Троицкий: «В Украине искусство не причесанное»

8 августа 2013
Основатель одного из самых знаковых украинских фестивалей рассказал о создании единого культурного пространства в Украине
 

Через месяц на территории бывшего завода металлоконструкций возле метро Выдубичи стартует популярный столичный фестиваль «Гогольфест». В этом году официальное открытие фестиваля — 13 сентября.

Художественный руководитель Центра современного искусства «Дах» и создатель фестиваля Владислав Троицкий объясняет, что помещения бывшего завода идеально вписываются не только в концепцию «Гогольфеста», но и так называемого «культурного кластера» — единого целостного творческого пространства. Инициатор создания украинского варианта «арт-кластера» уверен, что вскоре это место соберет под одной крышей музыкантов, театралов, киношников, художников и других талантливых представителей современного искусства.

По словам Троицкого, на реконструкцию здания денег из госбюджета не выделили, хоть и обещали. Изначально в проект вкладывал свои деньги сам режиссер и владелец помещения завода металлоконструкций Анатолий Юркевич. После окончания всех работ планируется, что арт-кластер перейдет на самофинансирование за счет арендаторов и участников культурного проекта.

— Вы являетесь неизменным инициатором проведения ежегодного фестиваля «Гогольфест». Изменилась ли его концепция за шесть лет существования?

— Раньше мы дарили людям искусство. Сейчас же денег нет, так что «дарить праздник» просто так мы уже не сможем. Фестиваль — это одна из возможностей создать иной мир. И мир не инфантильный, когда люди ждут и говорят «дайте мне прекрасное, и я это схаваю». Мы говорим об ответственном партнерстве. Наша идейная группа не зарабатывает денег на фестивале. Платный вход — это минимальная цена для того, чтобы иметь возможность создать чудное пространство радости. Для меня «Гогольфест» — своего рода храмовое пространство, не связанное с религией, это скорее храм метафизического восприятия мира.

— Как же вы собираетесь превратить обычный заводской цех в метафизический храм искусства?

— У нас возникла идея сделать витражи на всех окнах, которых здесь очень много. Более 100 художников будут заниматься созданием уникальных рисунков на стекле. Также планируется сооружения четырех-пятиметровых колон-тотемов, которые кураторы-художники также поместят в едином архитектурном пространстве. Вот так и создается наш метафизический храм.

— В этом году вход на «Гогольфест» впервые будет платным. Не отпугнет ли это любителей культуры от посещения мероприятия?

— На самом-то деле, плата чисто символическая. На открытии — 50 грн, на выходных — 20 грн. Если человеку это нужно по-настоящему, то он придет, а кому не интересно — что поделаешь. Это же не воровство, деньги идут на обслуживание самих же посетителей.

— Вы говорите, что денег критически не хватает. Предлагала ли городская власть свою финансовую помощь?

— Сначала предлагала, а потом сказала, что у них там какие-то другие культурные события, на которые они потратили деньги. Так что «Гогольфест» оказался вне зоны государственных интересов. Главное, чтобы нам никто не мешал и по возможности, конечно же, помогал.

— Чем будет отличаться программа фестиваля этого года от предыдущих?

— В прошлом году фестиваль собирался буквально за месяц. Мы практически не соприкасались с международными проектами. В этом же году наша команда хоть и надеялась на помощь государства, спонсоров, но этого не произошло. Тем не менее, мы очень тесно сотрудничали с культурными институциями Швейцарии, Франции, Чехии, России. Так что 2013 году в программе принимает участие 20 стран.

— Сколько же в целом представлено проектов?

— Мне даже сложно сказать. Очень много. Точно больше 100. У нас только 400 заявок на участие от музыкальных групп, 300 заявок от художников. От театров и театральных студий — где-то 50.

— И как выбирались лучшие из всего этого культурного массива?

— Наши кураторы по каждой программе выбирали тех участников фестиваля, которые соответствовали конкретным требованиям. Дело в том, что кроме основной программы, у нас есть еще и открытая часть, так называемые специальные дни «неконтролируемого творчества». В эти дни все желающие смогут проявить свои таланты и способности.

— Существует ли в Украине единая культурная платформа, где все любители искусства могли бы стационарно на протяжении всего года заниматься творчеством?

— Нет, в Украине ничего подобного не существует. Я надеюсь, что этот арт-кластер, который мы стараемся запустить, будет именно такой целостной культурной площадкой для талантливых авторов.

— Талантов у нас много, а вот могут ли культурные институции сами себя обеспечивать?

— Это очень сложно. Конечно, бывают такие случаи. Например, в Москве арт-кластер «Флакон» вышел на формат самоокупаемости. Но это, никого не обижая, — креативный бизнес. В Киеве нет возможностей для создания вот такого креативного бизнес-слоя.

— Так значит, наше искусство бедное, но демократичное?

— Я бы сказал, что в Украине искусство не причесанное. Не хватает образовательных программ.

— Как вы считаете, воспринимает ли украинская публика современное искусство? Ведь пока нас за границей не похвалят, до тех пор никто не верит, что современное искусство может быть интересным, да еще и стоить бешеных денег.

— Я согласен с этим. У той же «ДахаБрахи» большинство концертов проходит за рубежом, а не в Украине. Здесь гастролировать очень затратно. А соревноваться в рекламном пространстве со «звездами» никак не удается.

— Неужели вы не чувствуете каких-то позитивных изменений в культурной сфере за последние годы?

— Я вам расскажу элементарную историю. В этом году вынужден буду закрыть «Дах» как репертуарную площадку. Просто не могу его содержать, у меня нет на это денег. Так о каких изменениях мы говорим?

— По вашему мнению, стоит ли считать украинское искусство пока еще провинциальным?

— Все можно изменить. Но для этого нужно, чтобы в государстве была своя стратегия культурного развития. Нам необходимы культурные продукты, которые бы поддерживали имидж страны. К сожалению, в Украине выделяют деньги на поддержание имиджа, вот только куда они деваются — мне сложно сказать. Я ни разу в своей жизни за рубежом не чувствовал поддержки нашей неньки Украины. Такой ситуации не должно быть.