Накануне первого большого концерта фрик-кабаре Dakh Daughters в Украине редакция Афиши@Mail.Ru пообщалась с необыкновенными «дочерями» театра «ДАХ». Как оказалось, в повседневной жизни девушки такие же разные, как и на сцене — каждая по-своему уникальна и талантлива. А в единое целое их объединяет музыка, театр и наставник Владислав Троицкий. О том, как появились на свет Dakh Daughters, что они создают и как объединяют семь творческих течений в одно русло, узнайте из нашего интервью.
— Как появилась идея создания Dakh Daughters?
Анна Никитина: Это всегда сложный вопрос. Пожалуй, идея оформилась во время Гогольfestа, который проходил на Выдубичах в 2012 году. Мы играли трехчасовой спектакль «Школа нетеатрального искусства», во втором акте которого были задействованы семь актрис, включая музыкантов из группы «ДахаБраха». Это семь красивых девушек, которые играли и пели под сопровождение музыкальных инструментов. Таня тогда взяла текст Буковски и положила его на музыку. Из этого получился прекрасный блюз. Я тогда в этом эпизоде не участвовала и могла видеть его со стороны. И мне очень захотелось сделать что-то подобное.
Конечно, не сразу все появилось, а уже позже, когда мы собирались отправиться на гастроли во Францию. Примерно за месяц до этого я предложила девочкам сделать какой-то музыкальный проект специально по случаю поездки во Францию — проект, который позволил бы и повеселиться, и немного денег заработать. Мы собрались, попробовали и нам понравилось. Позже стало ясно, что это нельзя назвать каким-то пробным проектом, что из этого может получиться что-то хорошее, и надо всерьез им заняться, если он всем приносит такую радость и удовольствие.
Нина Гаренецкая: Считаю, это была чудесная идея Аннетт — создать такой девичий бэнд. И красивая мечта — выступить в настоящем французском кабаре. Это меня подкупило (улыбается). Мне все это кажется чем-то нереальным, каким-то кино! И я уже давно хотела сыграть на контрабасе — вот, прекрасная возможность.
— Когда вы впервые вышли на сцену в составе Dakh Daughters, и каким был этот концерт?
Наталка Галаневич: Аня хотела сделать первое выступление в Париже. Но когда мы начали репетировать, Влад (Владислав Троицикий — ред.) предложил нам сначала дать первый концерт в Киеве в театре «ДАХ». Акустический концерт состоялся 21 ноября 2012 года. Это фактически первое выступление Dakh Daughters было своего рода репетицией перед запланированным концертом в Париже. И ощущения были невероятные. Конечно же, в зале было много друзей. А потому атмосфера на концерте была именно такой, какой ее задумывала Аня — атмосфера кабаре и дружеского праздника, которая создавалась вместе со зрителями в родных стенах. Я очень рада, что Влад настоял на том, чтобы мы стартовали именно там, потому что «ДАХ» — это родной дом, в котором мы зарядились позитивной и мощной энергетикой.
— Dakh Daughters выступили в Париже во время гастролей театра «ДАХ». Какие впечатления от выступления перед французской публикой и от пребывания во Франции?
Анна Никитина: Франция была magnifique (фр. — «великолепная»). Были восхитительные впечатления от концерта Dakh Daughters, от наших спектаклей, и от тех ощущений, которые я испытывала, просто выходя из гостиницы на улицу. Все это было какой-то беспрерывной сказкой, красивым кино.
Из-за плотного расписания спектаклей «ДАХа» у нас практически не было времени репетировать с группой. В результате выступление с Dakh Daughters произвело на меня удивительный эффект — непосредственно в процессе я поняла, как рождается музыка. В тот момент, когда все были предельно внимательны друг к другу, из тишины начала появляться музыка. И вот ты понимаешь, что это что-то тонкое, к чему нельзя прикоснуться. И ты должен быть предельно осторожен в своих действиях и даже в своих мыслях, чтобы это вдруг не исчезло. Очень трепетное чувство. Я думаю, публика это тоже ощутила. Люди понимали не весь текст, но при этом так реагировали, будто они уже наши друзья. Это было удивительно. На мой взгляд, это было лучшее из наших пока что немногочисленных выступлений.
К слову, недавно мне написала девушка-иностранка, которая была на нашем концерте в Париже. Она высказала благодарность и желание снова увидеть и услышать Dakh Daughters. Было приятно.
Наталка Галаневич: На концерте в Париже были украинский музыкант Юрий Хусточка и украинская художница Анна Надуда. Благодаря их присутствию я почувствовала какую-то мощную объединяющую нас энергию. Ведь они много времени проводят во Франции, а мы приехали из «дома». После концерта они искренне радовались и пожелали плодотворной работы в будущем. Было особенно приятно услышать эти слова от такого музыканта, как Юрий Хусточка.
— Dakh Daughters — это семь очень разных молодых женщин, каждая из которых обладает своим уникальным талантом, опытом и творческим видением. Как вы творите свое искусство в пределах одного коллектива? Выделяете ли вы для себя фронтвумен?
Наталка Галаневич: В целом у нас позиции равные и мы делаем все вместе. В одной песне одна из нас ведет историю, в следующей — другая. И они отличаются и по стилю, и по тексту.
Анна Никитина: Бывает так, что та из нас, кто предлагает свою песню для Dakh Daughters, она и принимает на себя роль фронтвумен в этой песне. Ведь у автора уже есть свое видение композиции, как все в ней должно быть. А уже в чьей-то другой песне она подыгрывает и подпевает, воплощая задумку другого человека.
Татьяна Гаврилюк: Когда мы собираемся всемером и придумываем нашу музыку, каждая из нас привносит в это коллективное целое свое индивидуальное «Я». А соединить все получается благодаря колоссальному опыту «правильного» коллективного творчества как в пределах «ДАХа», так и в музыкальных сайд-проектах. На выходе получается что-то неповторимое, обогащенное, многогранное, живое.
У нас есть какая-то своя специфическая техника, в которой мы создаем нашу музыку. Она, по моему ощущению, ближе всего к коллажу. Мы экспериментируем с музыкальными стилями. На мой взгляд, это ближе всего к джазу в жанровом плане. Наши музыкальные роли в этих стилях могут меняться в зависимости от композиции. Кроме того, каждая из нас может сменить инструмент. Наша «фишка» в том, что мы такие разные, и поэтому внутри нашей музыки все время что-то меняется. Когда мы были на закрытии кинофестиваля Docudays UA, к нам подходили люди и говорили, как им нравится, что мы постоянно меняемся — в плане музыки, в плане театра, каждая по отдельности и все вместе. К тому же, нам нравится, как это воплощается визуально. Поэтому мы хотим максимально использовать многообразие как одну из наших сильных сторон.
— У всех участниц Dakh Daughters разнообразный творческий опыт и образование. Татьяна Гаврилюк окончила Львовскую консерваторию с красным дипломом по классу флейты. У Соломии Мельник — высшее музыкальное и театральное образование. У Русланы Хазиповой — также театральное. Анна Никитина окончила Институт декоративно-прикладного искусства и дизайна и творит в этой области сейчас. Наталка Галаневич и ZO (Наталья Зозуль) — филологи, а Наталия Зозуль получила еще и хореографическое образование. А Нина Гаренецкая изучала фольклористику в Институте культуры. То есть, не все из вас музыканты «по профилю». Но при этом все вы играете на внушительном количестве музыкальных инструментов. Как вы чувствуете, вам не хватает этой музыкальной «базы»?
Татьяна Гаврилюк: В конечном итоге оказывается, что профильное музыкальное образование не так уж много значит, если ты по-настоящему занимаешься творчеством. Безусловно, когда у кого-то есть «база», они в определенных моментах становятся музыкальной опорой для остальных. И те, у кого больше развито театральное и актерское «чувство», помогают в общем деле другим. Все дело в творческом балансе, а не в том, какой у тебя диплом. Главное — творить от сердца, слушать друг друга и, конечно, много заниматься и работать.
Руслана Хазипова: Что касается меня, то примерно 3 года назад Влад сказал: «Руся, может ты сыграешь на контрабасе?». Я попробовала и с тех пор я так и играю на контрабасе.
Наталка Галаневич: На концертах мы играем на двух контрабасах, двух виолончелях, фортепиано, марокасах, гитаре, скрипке, барабанах, ксилофоне, аккордеоне, губной гармошке, бубне. При этом мы постоянно меняемся инструментами, никто не закреплен за каким-то одним. И мы беспрерывно в процессе обучения. Я считаю, что человек всегда учится, каким бы профессионалом в своем деле он ни был. И мы не будем останавливаться, даже когда станем виртуозами. Будем учиться всегда, ведь совершенству нет предела.
— Каждая из вас является участницей других музыкальных проектов помимо Dakh Daughters. Нина Гаренецкая — участница группы «ДахаБраха», Руслана Хазипова — группы «Перкалаба», Таня Гаврилюк — сольного проекта «ТаняТаня», Соломия Мельник — проекта «Потужні дівчата» и проекта «Soloma Project», Анна Никитина — проекта «Кабаре-шансон», Наталья Галаневич и ZO (Наталья Зозуль) — балета «БіZоН». Повлиял ли ваш опыт работы в других группах на творчество Dakh Daughters?
Нина Гаренецкая: Безусловно, творчество группы «ДахаБраха» повлияло на то, что я сейчас делаю в составе Dakh Daughters. И оно не может не влиять, как влияет и театр «ДАХ», потому что мы все — одно целое. В Dakh Daughters мне нравится театральность, ведь все участницы проекта — актрисы. Это для меня новая среда внутри старой. Это так, будто в театре с этими актрисами я уже давно, но их условия игры изменились. Это интересный эксперимент.
Руслана Хазипова: Из последних событий с «Перкалабой» — сумасшедший концертный тур по Украине, когда мы дали 17 концертов за 20 дней. Задачу облегчал лишь тот факт, что в этом коллективе я единственная девушка, а вокруг меня мужчины, уделяющее мне много внимания. Этот концертный опыт — проверка на выносливость, на выживание — был полезен перед гастролями во Франции и предстоящей работой с девочками в Dakh Daughters.
Татьяна Гаврилюк: У меня, например, есть сольный проект «ТаняТаня», в котором я пою и аккомпанирую себе на фортепиано. И вот снова мы все такие разные и в разных проектах участвуем. В результате весь наш музыкальный опыт забавно перемешивается.
— Сколько у вас сейчас песен и планируется ли запись альбома?
Наталка Галаневич: На данный момент у нас уже 18 композиций, но пока не все были представлены публике. Эти песни и будут в числе сюрпризов на предстоящем большом концерте.
Татьяна Гаврилюк: Мы пока что разрабатываем «пласт» живых выступлений. Мы часто слышали мнение, что нас нужно не только слушать, но еще и смотреть. Действительно, эта визуальная часть нашего искусства — она очень важна. Поскольку мы находимся в начале нашей истории, мы максимально пытаемся разрабатывать область живого общения, соприкосновения с публикой — визуально, аудиально и всеми другими возможными способами. А запись в студии — это все же другой этап. Пожалуй, нам нужно накопить больше разнообразного опыта, затем дистанцироваться, подумать, как мы будем все это записывать. Ведь для того, чтобы сделать студийную запись нашей музыки, нужно найти некий ключик, который удержит все составляющие нашего творчества в этой записи. Возможно, понадобится что-то поменять, изменить подход.
— А есть артисты, с которыми вы, возможно, хотели бы создать вместе песню или выступить на одной сцене?
Анна Никитина: Если бы я могла выбирать, то мне бы хотелось сделать совместную работу с The Tiger Lillies (трио-кабаре из Великобритании — ред.), потому что наши коллективы совпадают по своей сути. Это мое личное ощущение. Они, конечно, об этом еще не знают. Но, когда они нас увидят, я думаю, они все поймут (смеется).
— Любимый концертный формат Dakh Daughters — акустический. В камерной обстановке, когда публика совсем рядом и энергетически участвует в выступлении. А 9 апреля концерт состоится на большой сцене, будет задействовано много аппаратуры. Вас не смущает переход от акустики к электрической озвучке? Это не навредит общему образу фрик-кабаре?
Татьяна Гаврилюк: У нас была возможность опробовать большую концертную площадку со всей аппаратурой, когда мы выступали на открытии кинофестиваля Docudays UА в Малой опере. Нам сначала казалось, что выступление Dakh Daughters с озвучкой на большой сцене — это что-то нереальное. Потому что столько, сколько в нашем перформансе есть музыки, столько в нем есть и театра. Это подразумевает широкую степень свободы. И были опасения, что все это изобилие сценической техники может нас сковать и лишить Dakh Daughters своеобразного шарма. Но оказалось, что в этом плане у нас все в порядке. Нам удалось сохранить «театр» на большой сцене, сохранить эту прелесть и заставить все органично работать.
Руслана Хазипова: Когда мы впервые должны были работать на «большом звуке», на сцене не оказалось ни одного монитора. То есть, по техническим причинам мы абсолютно не слышали себя и друг друга на сцене. И нам пришлось все театральные и музыкальный навыки срочно собрать в один пучок и действовать интуитивно и по памяти.
Наталка Галаневич: Здесь нас спасли годы совместной творческой жизни. Это был интересный сценический и жизненный опыт.
— Малая опера не случайно была выбрана в качестве концертной площадки для первого большого украинского концерта Dakh Daughters?
Татьяна Гаврилюк: У нас забавная общая история с Малой оперой. Можно сказать, что это судьба. Мы намеренно не выбирали площадку для предстоящего концерта, нас будто что-то к ней подтолкнуло, какая-то волшебная случайность. Не так давно у нас была фотосессия для апрельского выпуска журнала Vogue Ukraine, которая проходила в здании Малой оперы на большой концертной сцене. Я ощутила, что особая атмосфера внутри коллектива Dakh Daughters совпала с атмосферой этого помещения. Это действительно какой-то маленький оперный «театрик», в то же время — это какой-то советский клуб культуры, но при этом Малая опера трансформируется в уникальную концертную площадку, стоящую на грани андеграундного и профессионального подхода к акциям больших артистов. И вот после того, как мы снялись там для Vogue, идея концерта в этом зале пришла сама собой. Точнее мы — к ней, и она — к нам.
— Вы упомянули о фотосессии для издания Vogue Ukraine. Расскажите о ней подробнее. А также о фотосессии с известным украинским фотографом Игорем Гайдаем.
Наталка Галаневич: Игорь Гайдай и его фотосессия — это что-то невероятное. Это наш очень близкий друг, родной нам человек, поэтому во время съемок царила теплая дружеская атмосфера. Наши спектакли и работы Игоря Гайдая представляли Украину на французских театральных фестивалях в 2011 году. С Игорем Гайдаем работали я, Руслана и Соломия в проекте «Саман». Творческая семья Игоря и Нины Гайдай исполнены уважения к «ДАХу». Они наши искренние поклонники уже довольно давно. Так же как и наш театр уважает и ценит творчество семьи фотохудожников.
Татьяна Гаврилюк: Во время фотосессии для Vogue тоже чувствовалась эта дружеская атмосфера. Мы даже спели несколько песен без инструментального сопровождения, пока готовились к съемкам. Нам посчастливилось работать с замечательным фотографом Филом Пойнтером (Phil Poynter) — мастером с большой буквы, который фотографирует для парижских подиумов. И полученное удовольствие от совместной работы было обоюдным.
— Какое место в жизни и творчестве Dakh Daughters занимает театр «ДАХ» и Владислав Троицкий лично?
Наталка Галаневич: Театр «ДАХ» играет очень важную роль в творчестве Dakh Daughters, поскольку все мы — команда «ДАХа». В первую очередь, он дал нам полное взаимопонимание. Благодаря ему мы все — родные люди. А когда я осознаю, что рядом родные люди, мне не нужно тратить колоссальный объем усилий на то, чтобы найти нужные слова, прийти к общей идее и способу ее реализации. Поэтому остается делать именно то, что хочется. И, конечно же, «ДАХ» важен в нашем творчестве еще и потому, что искусство Dakh Daughters находится где-то между музыкой и театром, в этом его особенность и неповторимость. Театр — это важная составляющая Dakh Daughters. И Владислав Троицкий тоже с нами работает. Он предлагает множество композиторских решений и помогает полностью построить концерт.
В этот момент в помещение театра «ДАХ» входит сам Владислав Троицкий. Как выяснилось, Владислав только что вернулся из Венгрии, где состоялась премьера его постановки «Анна Каренина» по пьесе KLIMа. Стоит отметить, что появление режиссера во время интервью вызвало бурю радостных возгласов у Dakh Daughters. Создалось впечатление, что девушки вправду встречают своего отца или, как минимум, дорогого дядюшку. На вопрос о том, какое участие он принимает в творчестве группы, Владислав ответил: «Я — духовный пастырь».
Наталка Галаневич: Да, Влад неспроста представился таким образом. Он излучает какую-то невероятную энергию, силу и вселяет веру в то, что ты можешь что-либо делать. Речь идет не о виртуозной игре на инструментах. Главное, что куда-то пропадает всякий страх и ты хочешь делать то, чего ты еще никогда не пробовал. И в плане музыки он творит невероятные вещи. Он умеет создавать большие композиторские работы. Пример — наша общая с ним большая композиторская работа в спектаклях «Эдип. Собачья будка», «Школа нетеатрального искусства».Влад умеет передать нам это особое ощущение музыки с позиции театрального режиссера. Иногда мне кажется, что его музыка — это мизансцена, только в звуках. И мне безумно интересно с ним работать в плане музыкальном, и, конечно же, в театральном.
Руслана Хазипова: Он подготовил каких-то непонятных существ-личностей, которые могу и в театре «жонглировать», и на любых инструментах играть — только дай их в руки. Мы как податливый пластилин, из которого вылепливаются идеи. Поэтому и партии Dakh Daughters дивные, странные, они неправильные, они какие-то не такие. Но они полностью воплощают чувства.
— Напоследок, скажите, как вам семерым настолько разным девушкам удается ладить на уровне человеческих отношений внутри одной группы? Возникают ли конфликты в личном плане?
Татьяна Гаврилюк: Я считаю, что если бы это был мужской проект, то он бы и дня не просуществовал! Мужчины не выдержали бы такой работы изо дня в день. А мы умеем находить компромисс, поэтому держимся вместе и творим. Конечно, порой сложно семерым очень разным девушкам без споров взаимодействовать в одном коллективе. Ведь каждая стремится сделать как можно лучше на благо общего дела. Но нас крепко связывают наши общие знаменатели — музыка и театр. И Влад, который находит правильные «ключи» к разрешению споров, который всех мирит и объединяет, предлагая верные решения.