Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

10 фильмов, которые стоит посмотреть на ОМКФ

13 июля 2012
С 13 по 21 июля пройдет Третий Одесский международный кинофестиваль. LB.ua ознакомился с программой киносмотра и предлагает свои топ-10 фильмов, которые нельзя будет пропустить, если вы попадете в эти дни в Одессу

Стоит отметить, что в качестве критерия для отбора фильмов организаторы все еще руководствуются невнятным, но очень удобным термином «арт-мэйнстрим» (правда, отказались от «кино с чувством юмора», что не может не радовать). Так что не удивляйтесь, если программа третьего ОМКФ напомнит вам пирог героини сериала «Друзья» Рейчел, который она испекла по двум разным рецептам, потому что в кулинарной книге слиплись странички. Итак, десятка фильмов, которые стоит не пропустить в кинозалах Одесского кинофестиваля.

«В тумане», реж. Сергей Лозница (Россия, Нидерланды, Германия, Беларусь, Литва)

 

Никто не знает, каким чудом в основном конкурсе ОМКФ оказался «В тумане» Сергея Лозницы – второй игровой фильм известного документалиста, который также был представлен в Каннском основном конкурсе. В Каннах Лозница получил приз ФИПРЕССИ, но в Одессе может получить разве что приз от жюри: публика, волею которой в этом году будет отдан гран-при лучшему фильму фестиваля, вряд ли оценит старания режиссера.

«В тумане» — экранизация одноименной повести Василя Быкова и исследования жизни человека, попавшего в непростые обстоятельства. Главный герой Сушеня – выпущенный из плена немцев во времена Второй мировой. Естественно, свои принимают его за предателя – остальных расстреляли, а он живой остался – это неспроста. Естественно, за ним приходят люди в форме и уводят в лес, где и пройдет большая часть фильма – за разговорами и воспоминаниями героев, оказавшихся в разных, но несравнимо тяжких, обстоятельствах. Доведения человека до крайности – тема, которую Лозница педалировал еще в «Счастье мое». Но «В тумане» намного менее динамичное и резкое, чем «Счастье мое». Каннская публика, хоть и не уходила с сеанса, но зевала – такое кино тяжело смотреть даже искушенному зрителю.

«Последняя искра жизни», реж. Алекс де ла Иглесиа (Испания, Франция)

 

Привезенная с Берлинского кинофестиваля сатира про медиа-технологии и пиар от режиссера, который старательно корчит из себя испанского Тарантино. «Печальная баллада для трубы», помнится, была довольно смелой, но слишком нарочитой мелодрамой с историко-политическим подтекстом. «Последняя искра жизни» — про рекламщика, который не может найти себе работу и превращает несчастный случай, произошедший с ним, в медиа-событие, не снискала особой популярности у критиков на февральском Берлинале. Но это отнюдь не делает новый фильм де ла Иглесиа – одного из самых неглупых режиссеров нашей с вами современности – необязательным для просмотра.

«Революция», реж. Гюстав де Керверн и Бенуа Делепин (Франция)

 

Объявив этот фильм в составе участников основного конкурса, директор ОМКФ Денис Иванов с гордостью добавил, что фестиваль формирует свой собственный режиссерский пул – непроста некоторые режиссеры попадают в основной конкурс смотра уже второй раз. Предыдущий фильм Делепина и де Керверна – «Мамонт» с Жераром Депардье в главной роли – зрелище довольно удручающее, скажем откровенно. К тому же, на наш скромный взгляд, зацикленность Канн (на которые так стремится походить ОМКФ) на соблюдении каких-либо режиссерских пулов не особо сказывается на качестве основного конкурса. Конкурс 65-х Канн был настолько же странным, насколько чисто «элитарным» – практически все режиссеры, представленные в нем, уже были если не призерами, то участниками фестиваля на Круазетт. Вместе с этим из обоймы выпали несколько интересных фильмов, которые все ожидали увидеть именно в Каннах.

Как бы то ни было, «Революция» – история о двух братьях-панках, решивших возобновить отношение и задать всем жару – получила особый приз жюри «Особого взгляда» (председательствовавший там Тим Рот отдельно поблагодарил Каннских отборщиков за то, что взяли в конкурс комедию), и в принципе получила довольно неплохие отзывы критиков.

«Последняя сказка Риты», реж. Рената Литвинова (Россия)

 

Новый фильм Ренаты Литвиновой принимал участие в основном конкурсе Московского кинофестиваля, где получил приз от газеты «Коммерсант Weekend». Отзывы о фильме – противоречивые, впрочем, как и о самой Литвиновой и ее творчестве. Но обо всем этом уже высказался Дмитрий Быков и добавить тут, не смотрев фильм, пока нечего. Кто-то охарактеризовал фильм, как «фантасмагорическую авторскую мелодраму о смерти», что немного пугает, если честно. С другой стороны, артхаусная (по заверениям самой Литвиновой) история о трех подругах с тяжелыми судьбами с эпитетом «фантасмагорический» — просто идеальный кандидат на участие в конкурсе ОМКФ. Как бы то ни было, смотреть нужно.

«За холмами», реж. Кристиан Мунджиу (Румыния)

 

Участник основного конкурса Каннского кинофестиваля, отхвативший аж три награды – одна за сценарий и две – исполнительницам главных ролей. «За холмами» – история о дружбе двух девушек, одна из которых ударилась в религию, а вторая влюблена в первую и хочет забрать ее с собой в Германию. Основанная, что называется, на реальных событиях – а точнее, на нон-фикшн романе о девушке, которая погибла после ритуала экзорцизма. Каннские критики упрекали Мунджу в излишней очевидности и монументальности возводимой им критики религиозного мировоззрения. Но на членов жюри это не подействовало, так что свои призы один из зачинателей румынской «новой волны» все-таки получил.

«Любовь», реж. Михаэль Ханеке (Франция)

 

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, кино, которое, кажется, существует где-то в безвремении. Место действия за одним исключением происходит в парижской квартире, нет закадровой музыки, исполнители главных ролей — Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива — все это в очередной раз доказывает, что хорошее кино не обязательно отягощать техническими сложностями, иногда достаточно рассказать хорошую историю. LB.ua писал о новом фильме австрийского режиссера Михаэля Ханеке в своих репортажах с набережной Круазетт. Мнения по поводу этого фильма могут быть разными, равно как и мнение насчет решения жюри, присудившего Ханеке вторую подряд награду (в 2010 он получил «ветку» за свой предыдущий фильм — «Белая лента»). Но ясно одно: пропустить «Любовь» нельзя ни в коем случае.

«Цезарь должен умереть», реж. братья Тавиани (Италия)

 

А это — главный призер Берлинского кинофестиваля — черно-белое документальное кино о силе искусства от двух итальянских режиссеров — Паоло и Витторио Тавиани. «Цезарь должен умереть» — документальная драма о том, как в одной из итальянских тюрем ставили спектакли по пьесам Шекспира, и о том, как эти постановки повлияли на каждого из актеров. Победа «Цезаря» на Берлинском фестивале вполне укладывается в тенденции, которые сложились в современном кино. Акцент на документальном кино, возврат к старомодному черно-белому формату, возможно, станет тем глотком свежего воздуха, в котором так нуждаются крупнейшие мировые киносмотры «Королевство полной луны», реж. Уэс Андерсон (США) Фильм, открывавший 65-й Каннский кинофестиваль стал не более чем данью, которую принято отдавать американскому кино на Круазетт. Несмотря на звездный актерский состав, сентиментальная история любви двух подростков, сбегающих из лагеря, не вызвала одобрения у критиков. Вместе с этим, «Королевство полной луны» получило положительные отзывы у поклонников таланта Уэса Андерсона

«Ржавчина и кость», реж. Жак Одиар (Франция, Бельгия)

 

Новый фильм Жака Одиара показали в первые дни Каннского кинофестиваля, и критики даже прочили ему главную награду. Но фавориты вскоре сменились и даже исполнительница главной роли — Марийон Котийяр не получила награды, хотя вполне этого заслуживала. «Ржавчина и кость» — это немного странное кино про качка и тренершу касаток — его играет бельгиец Маттиас Шунартс, сыгравший в фильме «Быдло», который показывали на прошлогодней «Молодости», ее — собственно, Марийон Котийяр. Качок ищет нормальную работу, девушка ищет какой-то гармонии — после несчастного случая во время выступления, в результате которого она теряет обе ноги ниже коленей, ей тяжело вернуться в привычную колею. В каком-то смысле фильм Одиара еще и о том, что ржаветь на самом деле тяжелее, чем восстанавливать потерянные кости: во всяком случае, на эту мысль наводит финальный (на наш скромный взгляд, совершенно лишний) монолог главного героя, потерявшего, казалось бы, все на свете. При этом трагедия женщины, лишившейся обеих ног, Одиаром как-то задвигается на второй план, но это можно списать на то, что нынче режиссерам гораздо интереснее снимать кино про мужчин, нежели про женщин.

«Земля» Александра Довженко

Реставрированную версию знаменитого фильма Александра Довженко покажут на Ланжероновском спуске 20 июля. Премьера «Земли» пройдет в сопровождении живой музыки — современный саундтрек к фильму написала украинская группа ДахаБраха. Этим показом ОМКФ продолжает немую программу под открытым небом, начатую еще на первом фестивале, а Национальный центр Александра Довженко, который занимался реставрацией фильма, утверждается в качестве институции, способной на достойном уровне популяризовать украинское кино.

Третий Одесский международный кинофестиваль стартует в пятницу, 13 июля, красной дорожкой и показом фильма «Реальность» Маттео Гарроне (обладатель гран-при Каннского кинофестиваля). На протяжении 8 дней в Одессе будут проходить кинопоказы, питчинги, смотры проектов, которые еще находятся на стадии производства, круглые столы и мастер-классы. Кроме того, в рамках ОМКФ будет работать Школа Кинокритиков, в рамках которой молодые кинокритики будут посещать лекции известных коллег и вести дневник кинофестиваля. Статьи, написанные участниками Школы, будут опубликованы на LB.ua в отдельном блоге, который будет ежедневно обновляться.