Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Ольга Ростропович: «Отец играл даже для жирафов»

27 марта 2012
Дочь Мстислава Ростроповича, которому сегодня исполнилось бы 85 лет, дала интервью об отце

Ровно через месяц, 27 апреля, исполнится пять лет со дня смерти Мстислава Ростроповича. В течение этого месяца будет проходить III Международный фестиваль имени Ростроповича, охватывающий всю Россию и всю Европу. Руководитель фестиваля, старшая дочь маэстро Ольга Ростропович дала интервью «КП».

Совпали две юбилейные даты — одна хорошая, другая печальная...

Вы говорите «печальная»... Но папа был верующий человек. Жил свою жизнь так, чтобы уйти в хорошее место, чтобы попасть, как он сам говорил, «в хорошие руки». Поэтому его уход светлый по своей сути, и эта дата, для нас, как для верующих, — праздничная, это рождение и переход в другую жизнь. Когда-то, в 74-м году, на личной аудиенции Папа Римский сказал отцу: «Ваша жизнь проходит. И вы подходите ближе к Богу. Вам всегда нужно выбирать — подняться по лестнице вверх или спуститься вниз. Каждый ваш поступок, решение, которое вы для себя принимаете, это ступень». И папа всегда видел перед собой эту лестницу. И я знаю, что он поднимался вверх.

Фестиваль имени Ростроповича совсем молодой, но его география впечатляет.

Мы даем концерты в тех городах и странах, которые связаны с папой и много для него значили. Саратов, где он с мамой венчался. Конечно, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Оренбург, Воронеж, а также Швейцария, Германия, Италия, Франция, Великобритания и Америка. В нашем фестивале участвуют блестящие оркестры: Лондонский филармонический, оркестр де Пари и Санта Чечилия. И, конечно, Темиркановский оркестр и «Русская филармония», само собой — Светлановский оркестр. Прилетают дирижеры Антонио Паппано, Юрий Темирканов, Дмитрий и Владимир Юровские. Рудольф Бухбиндер, замечательный австрийский пианист, Максим Венгеров после долгого перерыва даст сольный концерт в Большом зале консерватории. Это очень серьезные имена. 27 апреля будет играть пианистка Юджа Вонг — еще совсем юная, но у нее уже совершенно потрясающая карьера. В прошлом году она не смогла прилететь в Москву из-за снежного урагана. Самолет не выпустили.

Многие говорят, что на Западе к классической музыке относятся более рационально, как к роскоши. Это как прийти в хороший ресторан и съесть черной икры… А в России музыка — это переживание.

Да, наверное. В Америке в газетах статьи о музыке даются под рубрикой «интертейнмент». В Европе люди приходят в залы одетые определенным образом, чтобы перед ужином провести время со значением. Чтобы подчеркнуть статус, ты просто обязан пойти и послушать концерт в Венской филармонии. В этом есть некая эстетика, но там ты редко включишься в действо с таким сумасшедшим переживанием, как у нас. У нас музыкант, если он велик, это всегда еще и сила личности — Ойстрах, Рихтер, Гилельс... Я была на концертах отца — и в России, и в Америке, и в Европе. И знаете, несмотря на разницу восприятия, люди никогда не выходили из зала равнодушными. И не только от прекрасной игры. Это был его посыл переживания на другом уровне, и публика это чувствовала.

Публика его любила, а сложно ли ему было с людьми власти?

Никогда не пытался ничего выстраивать. Он был такой человек, что к нему само собой относились хорошо. По большей части. Когда в 2007 году нам с мамой папины врачи в Париже сказали, что у нас осталась одна неделя, мы за 24 часа привезли папу в Москву, в больницу, ночью, в полной растерянности. И ровно на следующий день его пришел навестить В. В. Путин. Я могу точно сказать, что Владимира Владимировича никто об этом не просил, его даже никто не ждал. Это было его личным человеческим желанием. В больнице тогда даже не оказалось главврача, который просто не знал об этом визите. Владимир Владимирович сам по себе приехал к папе. Поддержать его и нас. Мы всегда это вспоминаем с теплом и благодарностью.

Кому больше дано, с того больше и спрос. Что Ростропович сам от себя требовал?

Все делать по совести. Передавать свое знание, делиться своим опытом. Несмотря на то, что ему многие годы предлагали преподавать в самых лучших университетах, он никогда не соглашался, потому что считал, что преподавать должен только в России, только русским музыкантам. Это и патриотизм и память о тех людях, которые помогали ему во время войны в эвакуации. Папа всегда всем помогал. Он играл 60 процентов своих концертов бесплатно. Для белых офицеров, для бывших белых офицеров, для сирот, для инвалидов. Он даже для жирафов играл! И где-то жирафа назвали его именем - Слава.

Он был совсем нерасчетлив?

Представьте себе, что нет. Мама гораздо более трезво смотрела на вещи. И на то, что дядя Саня (Александр Солженицын. — Ред.) жил у нас в доме, тоже смотрела трезво. Галина Павловна прекрасно понимала, что происходит. Что это риск для семьи. А у папы был простой подход: человеку где-то нужно жить, писать. А потом мы уехали, в 74-м, и это было трагично. Думали, что уезжаем навсегда, было страшно. Но папа переживал за Россию и никогда — за себя. За семью он никогда вообще не переживал. Я об этом долго думала, почему так. И поняла, что семья была ему настолько близка - это часть самого себя. Это он сам. А поскольку он всегда был уверен, что у него все хорошо, то и с семьей все хорошо.

Я часто прихожу на Новодевичье кладбище и постоянно встречаю там незнакомцев, которые несут на папину могилу цветы. Не знаю, кто они, откуда. Постоят минутку в тишине и уходят. Эту память важно сохранить.