В День Победы 9 мая 2009 года Первый канал показал цветную версию популярного советского военного фильма «В бой идут одни старики» (1973). Успех, измеряемый высоким рейтингом, превзошел все ожидания. Показ фильма, подвергшегося полной цифровой реставрации и одновременно колоризации, вызвал интерес не только той части аудитории, которая была знакома с картиной со времен ее выпуска на экран, но и молодежи, которая, что скрывать, не готова смотреть черно-белое кино, независимо от его художественных достоинств и исторической ценности.
В ближайших планах Первого канала – реставрация и колоризация, а затем и показ более 5 фильмов отечественной классики. Среди них две музыкальные комедии режиссера Григория Александрова – «Веселые ребята», премьера которой состоялась 75 лет назад, 25 декабря 1934 года в московском кинотеатре «Ударник» и «Волга-Волга» (1938). Далее последует «Подкидыш» (1939).
Основная причина для реставрации – это то, что техническое состояние кинолент было настолько плохим, что делало невозможным показ фильма по телевидению.
Режиссер колоризации «Веселых ребят» и ряда других фильмов Игорь Лопатенок так прокомментировал необходимость в реставрации и колоризации: «Во-первых, это – классика советского и мирового кинематографа. Поколения российских зрителей и кинематографистов воспитаны на ней. И в то же время физическое состояние самой киноленты делало практически невозможным ее показ по телевидению. Во-вторых, цвет в комедии играет не последнюю роль, помогая режиссеру передать настроение. Думаю, результатом работы были бы довольны создатели фильма. Ведь такого качества изображения не могли добиться тогда, когда снимался фильм».
Восстановление и колоризация – это не просто техническая работа над имеющимися элементами фильма – негативом, звуком и прочими компонентами. Фильмы реставрировались и ранее, 30-40 лет назад. Но появление цифровых технологий и постоянное их совершенствование в корне изменили не только сам процесс, но и его результаты. При том качестве колоризации, которого добилась «Формула цвета» в содружестве с американскими коллегами, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» визуально выглядят так, как будто снимались сегодня.
Чтобы колоризация получилась максимально натуральной, тщательно изучались цвета той эпохи. Большую помощь оказал фильм «Воспоминания о коровьем марше». Эта картина, снятая в цвете, показывает основные места в Гаграх, где снималась натура «Веселых ребят» - горы, пляж. Даже дерево, на котором поет Утесов. Практически в неприкосновенности сохранился и особняк, где резвятся двурогие подопечные пе
рсонажа Утесова. Это немало помогло восстановлению цветовой достоверности.
Поскольку архитектурный облик Москвы значительно изменился, а некоторые здания, заснятые в фильме, не сохранились вообще, как, например, Московское варьете в зимнем саду «Аквариум», фильм является уникальным документом своего времени. Бережное восстановление цветов, в частности цвет крыши гостиницы «Метрополь» по цветной гравюре тех лет, возвращают современному зрителю палитру ушедшего времени.
Но не менее важны в процессе колоризации были «мелочи».
Что касается натуры, то в случае «Волги-Волги» некоторые места и здания сохранились в первозданном виде до наших дней. Это Северный речной вокзал в Москве, шлюзовые ворота на канале.
После всей этой детективной работы голливудские художники Майкл Соутхард и Джейн Хик под руководством режиссера колоризации Игоря Лопатенка провели цветустановку. В ее процессе творчески и экспериментально было разработано более 300 концептуальных дизайнов цвета, охватывающих практически все сцены фильма.