Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

«Вий»: инфернальная анатомия. Часть 2

14 февраля 2009
Несмотря на то, что в Чехии построили полноценные декорации церкви и постоялого
двора, для максимально эффективного использования компьютерной графики

«Локальный GPS» Москва – Прага

Несмотря на то, что в Чехии построили полноценные декорации церкви и постоялого двора, для максимально эффективного использования компьютерной графики были созданы их 3D-модели. «Нам фактически пришлось трехмерно воссоздать ту же самую церковь, – рассказывает Вахтанг Мурадян, – чтобы она не бросала тень на реальные объекты. В работе это здорово помогает, но и времени требует немало. Создать трехмерный дублер по сути то же самое, что построить реальную декорацию. Принципы работы такие же, как и у художников-постановщиков на площадке с той разницей, что все происходит не так быстро».

Пос

тоялый двор делали по схожему образцу: полномасштабно используя отснятый живьем материал, в самых сложных местах авторы фильма добавляли компьютерную графику. В работе с простыми, казалось бы, съемками майдана CG-специалисты сумели добиться, по их словам, «маленьких технологических прорывчиков». Одна из находок – сокращение времени производства за счет того, что CG-графики владели данными о положении каждой камеры. «Теперь ребята не воссоздают сцену, не думают, где стояла камера, а точно знают, где она была. Одно нажатие мышки – и ты получаешь синхронизированную трехмерную декорацию. Синхронизация очень удобна и серьезно экономит время, но она никак не влияет на кадр», – объясняет Мурадян.

Другое изобретение «Вия» – это технология, названная «локальный GPS», которая должна была решить проблему совмещения виртуальных и реальных декораций. «Возможно, мы изобрели велосипед, как это часто бывает, – рассказывает Мурадян. – Когда часть истории снимается в Москве, а слои к этой истории снимаются в Праге, они должны совпадать. Суть проблемы в том, что нужно снять и там и там так, чтобы они сложились вместе, и в кадре бы это смотрелось естественно. Мы придумали систему позиционирования внутри декораций и павильонов, которая позволяла потом синхронизировать две съемки в разных местах. Звучит просто, но на самом деле пришлось попотеть».

Например, в сцене полета ведьмы отдельные слои снимались в разных местах и в разное время, а потом синхронизировались на CG. «Полет ведьмы – полностью придуманный нами эффект, и концептуально, и технически. Во-первых, мы долго бились над тем, как она вообще должна летать – чтобы это было оригинально и интересно. Не менее ожесточенной была битва за технологию: долго пытались понять, как исполнить задуманное. В итоге мы провели серию тестов, пробуя снимать и так, и сяк – как Чапаев с картошкой», – признается Мурадян. Чтобы точнее разработать технологию, использовались и более сложные съемки. Вместо того чтобы снять фоны и сделать героев на компьютере, авторы фильма решили задействовать и живые фоны, и живых актеров – потому и возникла проблема их адекватного совмещения. Технология motion control (кран-робот), использованная в съемках всех ночей, в этом случае показала себя малоэффективной: вынос стрелы у motion control составляет всего 1,5-4 м, чего совершенно недостаточно для съемок полета. «Я был бы счастлив, если бы он мог пронестись 200 метров, – объясняет Вахтанг Мурадян. – Но мы придумали, как обойтись обыкновенной операторской техникой. С крана снимали только фон, а под этот фон, с расчетом траектории, потом подснимались герои в хромакейном павильоне».

Люди, нелюди и отрубленные пальцы

Удобство работы с практическими эффектами на этом проекте заключалось в том, что всем централизованно занималась одна компания. Студия FX Design провела большую работу с гримом и пастижами: при создании эскизов внимание уделялось каждому образу, костюму, прическе, причем внешность почти каждого персонажа менялась по ходу развития сюжета. Для одного только путешественника Джонатана Грина было разработано пять ипостасей, предполагающих разный грим и разные костюмы. А, например, в сцене, где он падает лицом в грязь, использовался специальный состав на желатиновой основе.

Особо тщательно подбирали актрису на роль панночки: ее пластике в фильме позавидует сам Борис Карлофф. «Мы снимали эффект, когда панночка лежит в живых цветах, и цветы эти вянут, – говорит Петр Горшенин. – С живым актером подобную сцену снять невозможно, и мы использовали муляж. Ведь это покадровая съемка под софитами в течение длительного времени на цейтрафер (аппарат для замедленной покадровой съёмки – Ред.). То есть все снималось в реальном времени, а потом что-то добавляли и подчищали на CG».Мало того, что сам образ панночки создан с помощью пластического грима, отдельно по предварительным эскизам вручную были изготовлены пальцы героини. Эпизод, в котором ведьма вылезает из гроба и Хома бьет по ее пальцам топором, тоже, соответственно, снимался вживую.

Источник журнал Action!

Часть 1.