Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

«Вий»: инфернальная анатомия. Часть 1

11 февраля 2009
Состояние истинного любителя кино – это вечное ожидание. Кому-то не терпится увидеть верхувенский «Азазель». Кто-то всерьез переживает за судьбу

Состояние истинного любителя кино – это вечное ожидание. Кому-то не терпится увидеть верхувенский «Азазель». Кто-то всерьез переживает за судьбу «Сумеречного дозора». Кто-то который год покорно ждет, когда Алексей Герман наконец выпустит «Трудно быть богом». Но вот о новом варианте «Вия» многие, вероятно, мечтают уже не один десяток лет. С точки зрения спецэффектов некогда потрясший советского зрителя хоррор Константина Ершова, увы, вряд ли сколько-нибудь конкурентоспособен в эпоху Джеймса Кэмерона и Гильермо дель Торо. «Ведьма» Олега Фесенко вызвала у всех скорее недоумение и разочарование – хотя бы потому, что в позаимствованном у Гоголя сюжете для самого Вия места не нашлось. Но роковой день не за горами: в 2009 году Вий обещает вернуться. Наверное, ни один проект не окутан такой тайной, как фильм Олега Степченко – о том, как будет выглядеть главный восточнославянский монстр, знают лишь избранные. Нам удалось проникнуть в страшные секреты производства 21-миллионного «Вия» и разузнать, чем же хотят напугать посетителей кинотеатров его создатели.

Технологический замес

О том, что подготовка амбициозного проекта кинокомпании RFG началась еще в 2004, известно всем, кто хоть немного интересуется происходящим в российском кинопроизводстве. Только на написание сценария ушло 8 месяцев. За это время

авторы перелопатили буквально все творчество Гоголя, выискивая самые неординарные образы, а также изучили разнообразные исторические и этнографические материалы, добиваясь аутентичного колорита XIX века – в первую очередь, когда речь заходила о костюмах и декорациях. Потому практические спецэффекты (спецэффекты, осуществляемые непосредственно на съемочной площадке) и компьютерная графика активно были задействованы в работе над фильмом уже два года назад.

Съемкам предшествовала превизуализация всей картины. Три месяца ушло на подготовку анимированного фильма, который даже был озвучен голосами специально приглашенных украинских актеров. Группа специалистов по компьютерной графике провела около 50 тестов и создала 20 CG-персонажей, а наиболее сложные эпизоды (в первую очередь те, что происходили в церкви) смоделировала в 3D. «Были и раскадровки, и аниматики, которые миллион раз переделывались, переосмысливались, – рассказывает VFX-супервайзер проекта ВахтангМурадян. – Работать над созданием аниматика – все равно, что снимать фильм, не выезжая на площадку. Конечно, этот результат нельзя показывать в кинотеатрах, но подобная подготовка помогает сгладить острые углы, рассчитать подводные камни, сделать историю интереснее. В самом сценарии мало что поменялось, но что менялось, и порой достаточно радикально, так это подача самой картинки. Например, три или четыре раза полностью переделывалась сцена второй ночи: менялся сам монтаж, форма подачи и внутренняя логика кадров».

Помимо первой, второй и третьей ночей в знаменательной церкви, в новом «Вие» будет и сцена погони, и сцена полета на ведьме, и сцена на майдане. Специалисты по компьютерной графике продолжают трудиться над гоголевскими чудесами безотрывно от команды по работе со спецэффектами: «Кооперация департаментов – это нормальная практика. Не знаю, почему у нас она не слишком развита, но чтобы добиться качества, необходимо сочетать самые сильные стороны различных техник. Классические технологии – грим, аниматроника – хорошо работают на крупных планах, и достичь такого результата в графике очень сложно, – считает Вахтанг Мурадян. – Поэтому мы все время находимся в состоянии совместного творческого поиска. Как ни готовься, до конца результат предсказать невозможно. Только когда все садятся смотреть отснятый материал, становится понятно, что, собственно, произошло и что делать дальше. Например, работая сейчас над третьей ночью, часть кадров, в которых предполагалась аниматроника, мы переносим в компьютерную графику. Оказалось, что в определенные моменты возможности аниматроники ограничены». Компьютерная графика, так или иначе, задействована примерно в 1000-1500 тыс. кадров (11 блоков, каждый блок в среднем – от 70 до 150кадров), что составляет более половины фильма, и затрагивает она самые разнообразные аспекты: от довольно сложной цветокоррекции до трехмерных декораций и персонажей.

За работы с гримом, спецэффектами, пластическим гримом, муляжами и аниматроникой на проекте целиком и полностью ответственна компания FX Design. «Некоторые вещи нельзя сделать с нуля на компьютере. Поэтому сначала мы вживую изготовили некоторые объекты, – говорит супервайзер по спецэффектам Петр Горшенин. – Но ни в коем случае нельзя тянуть одеяло на себя, мы – два крыла, два двигателя самолета: CG и практические эффекты. Если один двигатель глохнет, на втором можно выехать. Мы друг другу необходимы и дополняем друг друга. Есть сверхъестественные вещи, которые возможно воплотить только на графике. И, наоборот, есть самые земные – референсы, фактуры, блики, тени, положение объекта, движение – без которых CG не состоится».

Источник: журнал Action!