Десять человек с тёмным прошлым приезжают на Негритянский остров по приглашению Анонима. Этот Аноним задался целью покарать людей, в своё время избежавших уголовного наказания. По мере того, как скелеты «негритят» с грохотом выпадают из их шкафов, «неуловимый мститель» вершит свой, по его мнению, «самый справедливый суд в мире». Люди умирают в нравственных мучениях, а их палач радостно потирает руки. В середине 80-тых Станислав Говорухин снял один из лучших триллеров в истории отечественного кино. До сих пор фильм смотрится на одном дыхании. Актёры сыграли превосходно, а на мелочи просто не обращаешь внимания, поскольку происходящее на экране полностью приковывает твоё внимание. По-моему, фильм — шедевр, и даже сама Агата Кристи, вероятно, была бы довольна, несмотря на некоторые отступления от её сценария.
Главное достоинство хорошего кино, на мой взгляд, — то, что фильм вызывает эмоции и заставляет задуматься. Каждый человек несёт в себе что-то, подлежащее осуждению. Мы, люди, — отнюдь не ангелы, и тени наших душ следуют за нами по пятам. Вероятно, это даже хорошо, потому что порой память о прошлом предостерегает от чего-то худшего. Аноним не мог этого не знать. И тем не менее, он вдохновенно принялся за свою жуткую игру, ничуть не тяготясь при этом муками совести. Ведь все «негритята», с его точки зрения, виновны, а, значит, их нечего жалеть. Правда, себя он в итоге тоже не пожалел. Справедливость якобы торжествует. Но у меня этот душегуб вызывает отвращение, несмотря на то, что карает он вроде бы преступников. Почему-то хочется спасти хотя бы кого-то из них, а вершителя справедливости самого сделать «негритёнком» на какое-то время. Чтобы он на собственной шкуре почувствовал, каково это — быть игрушкой в руках дьявола.
Мне кажется, главный суд происходит у человека внутри. И никому со стороны не дано судить, раскаивается предполагаемый «преступник» или нет. И, тем более, решать, кому жить, а кому умереть, и с кем при этом занятно было бы сыграть «в интересную игру». Я заметила, что такие искушения относительно других людей возникают у некоторых отморозков с пугающей частотой. И в наше время эти жестокие психологические игры актуальны, как никогда. Поэтому не могу согласиться с тем, что фильм устарел. По-моему, сейчас он смотрится не менее современно, чем в преддверии трудных 90-тых.
В конце концов, режиссёр показал своё видение этой драмы — драмы людей, волею судеб попавших в ловушку. Их недоказанная вина остаётся с ними до конца. Нечистая совесть и страх не дают им спать. И неслучайно один из героев говорит, что радуется предстоящему покою, потому что от своей тени всё равно никуда не скроешься. Для каждого из приглашённых Негритянский остров становится местом встречи с собой — под зловещую музыку Николая Корндорфа. Ещё отметила бы работу оператора Геннадия Энгстрема, чьими глазами я смогла увидеть трагедию каждого из героев. Ну, и, конечно, остался в памяти сам остров с незабываемым Ласточкиным Гнездом.