Это замечательное, красивое и биографическое кино поставил в 1998-ом году выдающийся британский постановщик, актер и продюсер Ричард Аттенборо («Ганди», «Чаплин») об известном канадском писателе английского происхождения Арчибальде Стэнсфелде Билейни, более знакомом всем под своим индейским именем Серая Сова.
С самого детства Арчи увлекался историями про индейцев, их бытом, культурой, традициями, прочел массу книг о них и в 18 лет он твердо решил уехать из родной Англии жить в леса Канады. Он переехал на север Онтарио, где женился на индианке и жил до Первой мировой войны среди племени чиппева, взяв там себе новое имя Серая Сова и став настоящим индейцем. Он придумал себе историю для всех о том, что его мать была из племени апачей, а сам он приехал из США. После войны, где Арчи служил снайпером и был несколько раз тяжело ранен, он под влиянием своей новой жены индианки из племени ирокезов решает начать писать книги о защите природы и жизни индейцев, что приносит ему известность и славу по всему миру, а позднее он будет ездить с турне по разным странам, прославляя индейскую культуру и представляясь всем, как истинный сын своего народа, но постепенно тайна его происхождения всё же раскроется.
Ричард Аттенборо в одном из интервью признавался, что и сам когда-то в детстве побывал в Лондоне на одном из выступлений Серой Совы вместе со своим братом Дэвидом, тоже известным кинорежиссером, и эта встреча оставила на них неизгладимый след и во многом повлияла на выбор их профессии. Киноистория жизни Совы получилась душевной и очень уважительной к нему и его делу. Великолепный оператор Роджер Прэтт («12 обезьян») уловил всю прелесть и силу дикой природы канадских лесов, благодаря чему ты отчетливо понимаешь, ради чего главный герой оставил свою обеспеченную и сытую жизнь в Англии, перебрался в Канаду и стал охотником, а позднее и писателем.
Вообще, фильм этот вызвал у меня примерно те же щемящие чувства, что и когда-то шедевр Шона Пенна «В диких условиях» с Эмилем Хиршем или «Простая история» Дэвида Линча, безумно хочется иногда, хоть убей, вырваться из этого сумасшедшего, циничного и вечно орущего мира, слиться с природой и стать кем-нибудь другим где-нибудь в другом месте. Пирс Броснан («Пик Данте», «Четвертый протокол»), будучи популярным и известным тогда уже по двум фильмам о Джеймсе Бонде, с огромным удовольствием ухватился за эту роль и действительно сумел показать себя в несколько новом амплуа, хотя я всё равно не могу понять, как режиссеру могла прийти в голову мысль позвать именно его, до просмотра фильма представить Броснана в индейском наряде и с косичками сложновато, но он на удивление справился он с ролью более чем достойно. Всем уставшим от людей и суеты, а также любителям природы настоятельно рекомендую к просмотру этот спокойный, размеренный и чудесный фильм.