О чем все это
Талантливый и амбициозный хирург Кирилл (Данила Козловский) серьезно болен. Неоперабельная опухоль в его голове вызывает адскую боль и галлюцинации. Доктор-онколог отвозит его в загадочную клинику, где сотрудники читают молитвы, в аппарат МРТ укладывают, снабдив оберегом, и вообще ведут себя, как последние шарлатаны. Но боль растворяется. А Кириллу постепенно открываются секреты 13-й клинической. Неочевидными способами здесь лечат особенных пациентов, в которых вселился кто-то потусторонний, демон, суккуб или простая лярва. И его собственная болезнь — тоже результат внедрения сверхъестественной сущности. Кирилл остается в оккультно-хирургическом отделении, которым руководит стервозная заведующая (Виктория Исакова), не только в качестве пациента, но и как действующий врач.
Зачем смотреть
В этом остроумном, великолепно придуманном сериале фраза про борьбу с внутренними демонами приобретает буквальный смысл. Чтобы излечиться, нужно своего демона вырвать из тела, выманить, тем или иным способом усмирить. Нечисти этой — тьма-тьмущая. Поэтому мифология сериала легко разрастается вширь, во все стеллажи больничной библиотеки с описью мистических существ и перечислением способов исцеления. При этом потустороннее изобретательно встраивается в больничную рутину. Медицинский процедурал в «13 клинической» смешивается с оккультным триллером, хирургия вступает в союз с дьявольщиной, доктора бормочут заклинания, но не выпускают скальпеля из рук.
В сериале найдется много мимолетных узнаваний и параллелей. Здесь есть морок «Ночного дозора», волшебство вперемешку с канцелярщиной и атмосферой советского НИИ из «Чародеев» (например, бюрократический герой Дмитрия Лысенкова — наследник Аполлона Сатанеева по прямой линии). А в герое Козловского узнается… Гарри Поттер. Тут тебе и очки, и таинственная, несущая беду, способность в анамнезе. И главное: быстрое погружение в мистический, полный волшебства и опасностей незнакомый мир, где и свой Хагрид имеется, и Дамблдор.
Несмотря на множество ассоциаций, мир «13-й клинической» совершенно оригинальный и логично выстроенный. Красиво подана идея с виной, которую нужно отдавать, прощаясь с умершим человеком. Буквально — класть ее, как старую жвачку, в ладонь жутковатой сотрудницы морга. Со страшной иронией сказано, что стать главврачом может только тот, кто одержим Люцифером. Отдельно радует, что нет морализаторского определения, что хорошо, а что плохо. Добро тут ходит под ручку со злом, а искренняя любовь может стать убийственной. Кстати, от некоторых демонов можно не избавляться, а оставить при себе и научиться жить с ними.
Почему можно не смотреть
Интересно, как смотрелся бы в главной роли актер с менее выраженной харизмой героя-любовника. Молодецкий напор и внешняя эффектность Данилы Козловского резко выделяются и идут вразрез с тем, что происходит с персонажем, попавшим в чуждый мир, поражающий на каждом шагу. И несмотря на все попытки, Даниле не удается изобразить даже легкую растерянность и неловкость.
Мифология сериала затейливая, но недостает наполненности второго плана. Зрителям удается следить лишь за избранными пациентами хирургического отделения, а в остальном больница пустынна и напоминает дворец съездов, который только что покинули депутаты.