Весьма интересная работа Владимира Познера в продолжающемся журналистском телетурне по Европе, теперь в одной из самых богатых на события недавнего прошлого, возможно, самой неоднозначной стране Европы — Германии.
Познер с разных сторон подошел в представлению и описанию Германии и немцев: здесь и беззаботный Октоберфест, символ современной и открытой миру послевоенной страны, и жуткий экскурс в бесчеловечные эксперименты нацистов из концлагеря Дахау, вызывающий ужас и непонимание у человека современного; а еще нам представлен ультрасовременный город контрастов двуликий Берлин, не так давно разделенный блокпостами и колючей проволокой, являлся границей двух миров в Европе — капиталистического и социалистического, Запада и Востока, а ныне наводненный людьми разных национальностей, конфессий и взглядов — европейский Вавилон (казалось бы, есть некий символизм в этом — разделенный напополам город отчаянно затягивает свою рану в виде разрушенной стены этим бурным людским и архитектурным коктейлем); есть здесь и немецкая глубинка, с абсолютно не похожими (как и везде) на городских безумцев флегматичными и расслабленными бюргерами, ведущими размеренный образ жизни вдали от шумных мегаполисов в своих уютных домишках и квартирках, незатейливо, но со вкусом обставленных разной утварью... Впрочем, всего и не упомянешь, нужно смотреть, видеть, рассуждать и анализировать.
Конечно же, без критиканства и упреков телемэтр обойтись не мог, и отчасти это можно понять: Германия принесла много горя народам Европы, в особенности еврейскому народу, который истреблялся с особой жестокостью и цинизмом в годы войны. Хотя и Германия современная, как никакая другая страна, не проявляет столько заботы и внимания к евреям современным и войну пережившим, выплачивая им огромные компенсации, давая льготы и предоставляя им гражданство. Хоть в этом и можно найти некоторую насмешку — жить в стране убийц твоих предков — это очень ценная поддержка и некоторая помощь тем евреям, которые не могут найти себе место в других странах или хотят жить в благополучной, процветающей и стабильной стране. Познер и сам в конце своего фильма расстается со зрителем на пороге своей квартиры, купленной им для более частых визитов к дочери и внучке, живущим в Германии. А ведь и здесь присутствует ирония уже в самой жизни тележурналиста, когда столь родные его сердцу люди оторваны от него и живут не где-нибудь, а в нелюбимой и сложной для Познера Германии. И в этом смысле эта и еще одна родина для него, и его потомков.
Фильм вызывает неоднозначное впечатление, все-таки Владимир Познер местами выступает весьма резко и категорично в отношении немцев, в особенности по поводу событий двадцатого века, и, на мой взгляд, не раз отходит от принципов журналиста блюсти нейтральность и беспристрастность. Хотя это, разумеется, это его авторский взгляд и авторский фильм, который он представляет нашему вниманию для ознакомления, понимания и осмысления.
Приятного просмотра!