Весьма неоднозначное кино. Имеющее как определенные достоинства, так и весьма серьезные недостатки. Давайте сначала о недостатках... У меня самая главная претензия к этому фильму заключается в том, что он крайне неровный! Трагикомедия — это не буффонада вперемешку с драматическими эпизодами. Это самостоятельный жанр, четко выдержать который под силу далеко не каждому режиссеру. Лунгин в этом фильме данный жанр совершенно не выдержал, потому что «Бедные родственники» разваливаются на отдельные составляющие, среди которых: несколько весьма удачных фактически буффонадных эпизодов, три-четыре эпизода с налетом легкой шизы, несколько сцен с весьма черненьким юморком и два-три эпизода, которые по стилю вообще никак не клеятся в эту картину.
Комедия Бедные родственникиЧестно говоря, мы с Бубликом не валялись в истерике от смеха, когда Барух ночью дежурил на кладбище, пытаясь поймать Цаусаки, который выкапывал гроб с прахом его матери из могилы своих родителей, а потом все-таки поймал и оторвал парню ухо. Я вполне допускаю, что даже это вполне может быть смешным, но, честное слово, мы не обхохотались. Ну не прикололо нас это, потому что так снято. Это не смешно. Это вообще-то печально. То же и с некоторыми другими эпизодами. Беседы Самуила с Эстер на идише и рассматривание ими фотографий своих предков — это драма, на фоне которой возникает вопрос: из каких соображений Лунгин свою разухабистую авантюрную комедию (потому что изначально предполагалось именно это) наложил на подобный фон? У меня несколько раз возникало чувство, что это просто глумление, равно как и сцены на кладбище. Тоже мне, нашли тему постебаться. Неуместно это все смотрелось. На редкость неуместно. Видио Бедные родственникиС этим швейцарским мальчиком Эндрю — также сценарный провал. Что за мальчик, на черта он там вообще в фильме нужен — совершенно непонятно. Придумали бы что-нибудь повеселее.
Ну и до сценарной кучи — до странности невнятный банщик-космонавт, который то ли серьезно пострадал при монтаже, то ли просто введен в сюжет с совершенно «винегретной» целью: давайте побольше понакрутим, чтобы была обстановка веселой шизы. Обстановки веселой шизы не получилось. Где-то шиза, где-то веселуха, где-то нечто совершенно невнятное, а где-то чистая драма. Компот из семечек, свиной отбивной и соленых огурцов. Не сильно сочетающиеся друг с другом продукты. Кино фильм Бедные родственникиВпрочем, плюсы тоже есть. Самый главный из них — Хабенский в роли Эдика. Отличный персонаж, блестящая игра. Обычно говорят, что Хабенский в своих ролях достаточно однообразен, но здесь — совершенно иная роль (каламбур получился совершенно случайно) по сравнению с его обычными типажами. Очаровательный Эдик, одним мановением ноги соблазняющий дам из сферы обслуживания и одним взлетом бровей решающий различные вопросы своего «бизнеса»... А уж как он обаятельно дает взятки — это просто нужно видеть! Ради одного Хабенского уже можно посмотреть этот фильм, потому что действительно очень здорово.
Вторая классная роль — это Гармаш, исполняющий роль обрусевшего еврея-алкоголиста. Гармаш играет замечательно, роль очень яркая, однако персонаж, в отличие от Эдика, получился значительно более топорный и карикатурный со сценарной точки зрения, что несколько портит впечатление. Коляканова в роли переводчицы Регины выглядит неплохо, но если сначала переводчица в поведении выстраивает более или менее оригинальную линию, то сразу после молодецкого соблазнения ее Эдиком она как-то резко превращается в «харьковскую тетю» из «Свадьбы» того же Лунгина, а это уже неправильно, потому что налицо чистый самоповтор. Кино Бедные родственникиРезюмирую. Сценарий и постановка — максимум на тройку с плюсом. Игра актеров, а особенно Хабенского и Гармаша, — на твердую четверку с плюсом. Смотрится фильм, в общем, неплохо, но послевкусие оставляет несколько неприятное. Да, я знаю, что «Бедных родственников» на сочинском «Кинотавре» обласкали дальше некуда: и тебе главный приз, и тебе приз за лучший сценарий, и тебе приз за лучшую мужскую роль Хабенскому (вот тут полностью согласен), и тебе специальный приз губернатора Кубани. Но, может, остальные фильмы были еще хуже? Ничем другим я этот поток призов объяснить не могу.
P. S. А product placement водки у ныне французского Лунгина такой же кошмарно раздражающий и навязчивый, как и у ныне американского Невского.