Если в мире киноискусства и есть свои короли, то похождения археолога Индианы Джонса-младшего смело восседают на троне жанра приключенческого кино. За три десятилетия совместный плод Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса разросся настолько, что помимо предсказуемых видеоигровых и литературных ответвлений, он обзавелся собственным аттракционом в «Диснейленде», чем похвастаться может далеко не каждый персонаж, да чего уж там, не каждая киновселенная.
Поэтому не удивительно, что на ниве популярности идея сериала-приквела получила незамедлительное развитие и уже в 1992 году компания «Лукасфильм» под продюсерским патронажем Джорджа Лукаса вынесла на суд публики первую 45-минутную серию из цикла «Хроники молодого Индианы Джонса». К сожалению, громкое имя не помогло избежать многочисленных проблем с бюджетом и простоями между съемками, окончательно завершившихся спустя четыре года. Вымученный результат вобрал в себя два сезона из 24 серий и четыре полнометражных фильма, условно вынесенных в третий и последний сезон.
Механика повествования, включающая тридцать подготовленных Лукасом историй (из предполагаемых семидесяти), основывается на энциклопедической информативности. Как следует из названия, каждая серия отсылает зрителя попеременно в детство (8-11 лет) и юность (16-21 год) Индианы, где волею сценаристов он вовлекается в важные события первых десятилетий ХХ века, попутно знакомясь с выдающимися историческими личностями. Ленин и Паттон, Кафка и Толстой, Беше и Хемингуэй, Капоне и Несс — каждый, кому небезразлична эпоха индустриального периода, включая Первую мировую войну, найдет своего фотографично подобранного актера-любимчика. Не обделены разнообразием и локации — оккупированный, но сохранивший романтику Париж, пасмурный и разрозненный Дублин, холодный и революционный Петербург, крупнейшая межнациональная свалка Танжер и процветающий послевоенный Чикаго… Словом, дух захватывает, а желудок так и сводит надеждой увидеть нечто потрясающее. И вот с последним у сериала начинаются серьезные проблемы.
Точнее, корень всех проблем один и произрастающая пышная крона недостатков является следствием изначального прицела на подростковую аудиторию, что особенно сильно бросается в глаза с вступлением юного Инди (Шона Патрика Флэнери) в окопную войну. Отсюда, наитие в отображении военного быта, призванного не задеть психику неокрепших умов, излишек алогичных ситуаций с каноничными исходами, и театральные, наигранные эмоции большинства актеров, подчас доводящих исторические зарисовки до комедии. Там, где оригинальный сеттинг подкрепляется недурственными спецэффектами, такие издержки превращают войну в сказку-небылицу с участием пузатого напарника-француза, китчевых русских, высокомерных немцев и, разумеется, аристократичных британцев с благоразумными американцами за спиной. Из-за таких стереотипных представлений вера в происходящее испаряется, точно вода под пустынным солнцем.
Что касается усердно надрывающего жилы Флэнери, то он создал по-настоящему молодого, энергичного и весьма добродушного Индиану Джонса, который выигрышно контрастирует на фоне кривляющегося восьмилетнего варианта Кори Кэрриэра. Проблема лишь в том, что под узнаваемой шляпой-федорой кроется персонаж, крайне отдаленный от «оригинала» Харрисона Форда, который, кстати, почтил своим «правильным» амплуа один из эпизодов. А вот замечая на второстепенных ролях таких мастеров экрана, как Дэниэл Крэйг, Кэтрин Зета-Джонс и Элизабет Херли, от удивления хочется просиять улыбкой Чеширского Кота.
Точно также хочется просиять, когда после очередной затянутой и не пестрящей изысками серии, следует маргинальный эпизод в стиле сюрреалистичных рассказов Франца Кафки (разумеется, с присутствием чешского писателя) или послевоенный эпизод, отсылающий к беллетристике раннего Хемингуэя. Для киноманов же отдельным интересом предстанет серия со съемками голливудского фильма, невзначай точно описанная одним из персонажей: «Компания „Юниверсал“ ? Это же психбольница». А вот фанаты получат очередной повод для негодования. В угоду сводкам прошлого, полюбившаяся миллионами мистика урезалась до одной жиденькой серии с участием самого клыкастого жителя Трансильвании, графа Дракулы.
Тем не менее, сами «Хроники молодого Индианы Джонса» не лишены гипнотических чар, пускай и проявляющихся в перерывах между усыпляющими диалогами. Речь о бережно созданном послевоенном антураже «ревущих двадцатых». Бесконечные «Форды Т» и хлипкие «Кадиллаки», чьи кряхтящие черные тучи заполонили небольшие улочки с краснокирпичными домиками, улыбающиеся прохожие, облаченные в однотонные костюмы. Столь теплая, не претендующая на правдоподобность, ностальгическая атмосфера времени, очевидцев которого не осталось, отрабатывает каждый пенни из затраченных на эпизод полутора миллионов вечнозелёных президентов.
Очевидно, что при достоверной исторической хронике сериалу отчаянно не хватает серьезного подхода. В этом он похож на свою аудиторию: смышленых и авантюрных подростков, чьи представления о жизни пока не доросли до суровой реальности. Но как ни крути, а одного отрицать не получится — в мире не так много цветных фильмов, которые позволили бы единолично заглянуть в подзабытый участок истории, где Великая депрессия с последующим Гитлером еще не успели обойти весь мир, чтобы позже навсегда поселиться на страницах истории. По этой причине, сериал имеет все шансы заинтересовать. А вот насколько, зависит лишь от снисходительности самого зрителя.