«Идентификация Борна» — первый фильм из трилогии о Джейсоне Борне, агенте ЦРУ, потерявшем память при выполнении очередного задания. Трилогии, ставшей одной из самых успешных франшиз двухтысячных годов, принёсшей популярность Мэтту Дэймону и ставшей его визитной карточкой.
В чём причины такого успеха, что так понравилось зрителю в этой и последовавших следом картинах? «Идентификация Борна» — фильм, создавший новый тип экранного героя, соответствующий своему времени. К моменту выхода фильма на экраны словосочетание «агент спецслужб» стойко ассоциировалось у зрителя с Джеймсом Бондом, агентом британской разведки МИ-6 на службе Её Величества. Вместе с тем, к этому времени светлый образ Бонда уже несколько потускнел, и он стал восприниматься как опереточный персонаж, отчасти поднадоевший и достаточно предсказуемый.
И вот на этом фоне и появился Джейсон Борн — суперагент новой формации, начисто лишённый «водевильности» и показушности агента 007. Это «человек без лица», ничем не выделяющийся в толпе профессионал экстра-класса. Это специалист, использующий отнюдь не стреляющие авторучки, невидимые автомобили и прочую клоунаду — а собственную голову, натренированную просчитывать ситуацию на много ходов вперёд, и доведённые до автоматизма навыки. Вместе с тем, он остаётся живым, нормальным человеком, которого можно ранить или убить, который может попасть в сложную ситуацию, и это заставляет зрителя сопереживать Борну.
На создание этого образа, этой новой модели «суперагента наших дней» в фильме работает практически всё. Здесь нет каких-то особых интерьеров или необычайных пейзажей — действие происходит в самых обычных условиях, в привычной реальности. Нет здесь девушек фотомодельной красоты — случайная спутница Борна в исполнении Франки Потенте мила, симпатична, но не более того. Нет здесь и адских злодеев, стремящихся к мировому господству — есть только интриги и тёмные дела спецслужб, где работают точно такие же люди, как сам Джейсон Борн, и орудием которых он был до недавнего времени.
Зато здесь есть, например, бесподобная гонка на стареньком «мини-купере», от которой захватывает дух у каждого, кто сам сидел за рулём. Есть здесь замечательно, реалистично поставленные драки: никаких тебе ударов в прыжке с разворота и эффектного кунг-фу, о нет — агрессия, ближний бой, хлёсты открытой ладонью, работа локтями и коленями, болевые и переломы, использование подручных предметов, всё по-взрослому! Убедительно показаны здесь и возможности современных спецслужб, вкупе с методами работы, отчего-то никак не соответствующими разговорам о «правах человека», столь любимым политиками той же державы.
Всё это, безусловно, не могло не понравится зрителю, и вслед за первой частью последовали вторая и третья. Редкий случай — продолжения не стали хуже начала, а напротив, составили вполне законченный, связный рассказ, гармоничную трилогию. Снятый в 2012 году четвёртый фильм уже повествует о другом герое из тех же силовых структур, и, на мой взгляд, рассматривать его как продолжение трилогии не вполне корректно, несмотря на общие сюжетные линии.
Трилогия о Джейсоне Борне — фильмы, про которые уже можно сказать «классика жанра». Рекомендуется к просмотру всем, кто неравнодушен к шпионским боевикам и фильмам о спецслужбах — поверьте, эти фильмы вас не разочаруют!