Фильм «Особенности национальной охоты» знаком, пожалуй, большинству жителей нашей страны, заставших девяностые годы в более-менее сознательном возрасте, и, что не удивительно, растащен на цитаты. Это картина, наполненная русским духом с первого до последнего кадра. Пересмотренная (тогда еще на видеокассете) много раз она оставляла в сознании после каждого просмотра поразительное чувство чего-то родного и близкого, простого, но при этом неуловимо глубокого.
Сюжет рассказывает нам забавную историю о том, как простой финский парень Райво отправляется в Россию, чтобы поучаствовать в настоящей русской охоте, проникнуться русскими традициями и обычаями, а заодно познать загадочную русскую душу. Предвкушая нечто романтическое и аристократичное в духе 19 века, иностранец испытывает немалый культурный шок, оказываясь в мире абсурда, водки и русского менталитета, где на охоте совсем не обязательно охотиться. Главное в охоте – общение и единение с природой. Последующий сюжет пересказывать бессмысленно, он напоминает полуторачасовой анекдот, в котором смеяться нужно все время, а не только в конце. Даже образы персонажей проработаны так, словно вышли прямо из анекдотов, некие стереотипные «фольклорные» герои постсоветской России: милиционер, предприниматель, генерал, медведь, в конце концов.
Воплотивший этих персонажей на экране актерский ансамбль потрясающ. Каждый исполнитель настолько хорошо подобран, что людям, проводившим пробы (слово «кастинг» в нашей стране тогда было известно немногим), хочется выразить глубочайшую благодарность. Сказать, что происходящему на экране веришь, несмотря на парадоксальность и гротескность некоторых ситуаций, означает ничего не сказать. Образы персонажей на волне популярности фильма закрепились за воплотившими их актерами на много лет, особенно это касается актера, сыгравшего егеря Кузьмича. Немногие люди в нашей стране знают, кто такой Виктор Бычков, но упоминание Кузьмича у большинства вызовет легкий трепет в глубине души и ностальгические позывы. А тосты генерала Михалыча в исполнении Алексея Булдакова, равно как и лаконичная манера подачи этих тостов, давно уже пошли в народ.
Резюмируя все написанное, можно сказать, что «Особенности национальной охоты» – это настоящая комедия, умная, ироничная, временами немного абсурдная, но на все сто процентов русская, родная, народная, наша. Снятый в естественных декорациях самобытной русской природы, фильм приносит в душу каждого зрителя какую-то необъяснимую позитивную энергетику. Здесь нет огромного бюджета, сногсшибательных спецэффектов, но есть невероятная душевность, есть общение простых русских мужиков (и одного финского, куда уж без него), которое, несмотря на кажущуюся незамысловатость, исполнено житейской мудрости и некой национальной философии. Как сказал режиссер фильма Александр Рогожкин – это комедия, снятая по некомедийным законам. Необычная стилистика картины, несвойственная российскому кинематографу середины девяностых, сумела завоевать сердца как простых зрителей, так и многих критиков, получив множество престижных кинонаград (в том числе Гран-при фестиваля «Кинотавр-95»). Огромная популярность фильма породила два продолжения, снятых тем же Рогожкиным в той же неповторимой атмосфере, однако, «Особенности национальной охоты» навсегда останутся эталоном постсоветской российской комедии, по крайней мере, для меня.