Здравствуй, последний герой! «Кино» 25 лет назад, 16 сентября 1988 года в Алма-Ате состоялась премьера художественного фильма «Игла» с Виктором Цоем и Петром Мамоновым в главных ролях. А на следующий день в Москве родился я. Я — ровесник «Иглы».
Сюжет фильма незамысловат. Моро (В. Цой) приезжает в Алма-Ату с целью выбить денежный долг из Спартака (А. Баширов) и останавливается у своей старой подруги Дины (М. Смирнова). Вскоре Моро узнаёт, что Дина стала наркоманкой, а её квартира превратилась в притон и хранилище наркотиков. Моро увозит девушку к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город всё начинается сначала. Тогда Моро решает расправится с поставщиками наркотиков. Однако за одним из поставщиков хирургом Артуром (П. Мамонов), стоят влиятельные люди, которые направляют к Моро убийцу. Получив два удара ножом, истекая кровью, Моро уходит по аллее в зимнюю ночь. Однако за этим сюжетом стоит немного, ни мало — целая эпоха, жизнь целой страны в последние годы перестройки. Этот фильм о начале конца. Это фильм о последнем герое.
Исходя из толкования слова «герой» (толковый словарь Ушакова), можно смело сказать, что Моро — это герой своего времени. Угловатый, малоразговорчивый, имеющий свои принципы и привычку добиваться своего. Не такой, как все, маргинал, «темная лошадка». и именно такого героя выводит в свет не только кинематографическая молодежь того времени, но молодые музыканты — Цой, Мамонов, Науменко, Кинчев, БГ. Факт появления «героя нашего времени» 80-х — это, казалось бы, новый виток в развитии музыки и кинематографа, новое откровение для миллионов советских людей, погрязших в серой обыденности, комсомольской и партийной демагогии и невразумительной сумятице перестройки. Но вот в том-то и беда, что этот герой последний, он обречен, у него нет будущего, и Моро остается лишь в одиночку бороться за жизнь Дины, бороться против смертельной угрозы — наркотиков, против людей, которые за этим стоят.
«Игла» — остро социальный фильм. Режиссер Рашид Нугманов поднимает вопросы больного, чахнущего советского общества, наркомании, организованной преступности, слабости в противостоянии заразе, апатии к себе самому и близким, нарушенной экологии, медицины, которая уже даже не лечит, а просто калечит. Вспомним ещё одного героя фильма — телевизор. Пульсирующий свет экрана, бестолковый бубнеж новостей, фильмов, бесконечного балета парализует сознание обывателей, делает их беспомощными и бездумными, слабыми и безразличными, а зачастую боязливыми. Только такие одиночки, как Моро, способны хоть как-то противостоять ситуации. Но таких-единицы, и они обречены.
Отдельного внимания заслуживает поездка Моро и Дины к Аральскому морю. Такие побеги из города «дикарями» — это тоже особенность эпохи, это целый пласт жизни того времени. Вся картина жизни у Арала — это почти сюрреализм, песок, бесконечный белый цвет и ветер. Великолепно работа оператора: благодаря этому чувствуешь ветер и песок на своем лице, щуришься от солнца, и проживаешь вместе с героями отрешенную и почти ирреальную жизнь.
Фильм вошел в число лидеров советского проката. В первый год выхода на экраны страны (за 11 месяцев 1989 года) картину посмотрело 14,6 млн зрителей (2 место среди отечественных фильмов). По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года. Поэтому была надежда, что героев станет больше, что молодежь последует вслед за Моро/Цоем. Но исход был предрешен, не успела страна спеть вместе с Виктором Робертовичем «Доброе утро, последний герой! Здравствуй, последний герой!» как не стало самого героя. И теперь фильм — это не только энциклопедия перестроечной жизни, это кинематографический памятник феномену личности лидеру группы «Кино». А в свете современных событий фильм продолжает оставаться актуальным, вот только героев теперь нет, даже последних.