Отзыв редакции к фильму «Прометей»

Александра Махина
31 мая 2012
10
Александра Махина поставила оценку 10 и написала отзыв к фильму «Прометей»
Боги сошли с ума

Визуально совершенный и наполненный – даже, можно сказать, переполненный – смыслами (которые, впрочем, вполне могут оказаться обычными сценарными огрехами) фантастический триллер Ридли Скотта; достойное наследие его же «Чужого».

2089 год. Научная экспедиция во главе с парой влюбленных друг в друга антропологов — доктором Шоу (Рапас) и доктором Холлоуэем (Маршалл-Грин) — находит на каменистом шотландском островке интригующий наскальный рисунок: человекоподобного гиганта, указывающего на далекую галактику. Антропологи понимают это так: гиганты — таинственные создатели всего живого на Земле, а рисунки — своеобразное приглашение нанести им дружеский визит.

2094 год. Космический корабль «Прометей» с командой, состоящей из ученых различных профилей под руководством вышеупомянутых докторов, прибывает на одну из планет той самой галактики. Цель исследования, спонсируемого загадочной корпорацией, — отыскать мудрых и предположительно дружелюбных прародителей рода человеческого, с тем чтобы познакомиться с ними поближе. Прародители и впрямь находятся довольно быстро, а вот дальше все идет не по плану.

Говоря по существу, новая лента Ридли Скотта — пожалуй, лучшее, что было снято в жанре сай-фай со времен «Луны 2112» Данкана Джонса. И поскольку «Прометей» относится к тому роду фильмов, которые доставляют тем больше удовольствия, чем меньше о них знаешь, тем, кому хочется воспринять историю с незамутненным чужой аналитикой сознанием, лучше прекратить читать на этой оптимистической ноте. Учтите только, что идти стоит в зал с большим экраном и 3D — это как раз тот редкий случай, когда модное третье измерение полностью оправдывает себя, добавляя экстрапорцию «вау-эффекта».

...Ридли Скотт давно задумывал возвращение к «Чужому» и фактически с самого начала предполагал, что осуществит его в формате приквела, однако предоставляемая журналистам в ходе съемок скупая информация настойчиво намекала, что в результате неоднократных переписываний сценария от первоначального замысла не осталось и следа. Что ж, даже если это и так, перед нами действительно приквел, более того — сюжетный костяк этого приквела смело позаимствован из оригинала. Звездолет «Прометей» здесь в некотором роде замещает «Ностромо», колоритная шведка Нуми Рапас — чуть более сентиментальная инкарнация Сигурни Уивер, и даже у робота-андроида нашелся свой великолепный аналог в исполнении Майкла Фассбендера. Однако в отличие от достаточно прямолинейно развивающегося действия «Чужого», фабула этой ленты складывается в историю куда более замысловатую (приготовьтесь к тому, что связать концы с концами получится далеко не сразу).

От перехода на какой-то совсем иной качественный уровень «Прометей», увы, удерживают условности жанра — второстепенные персонажи здесь по традиции норовят потрогать неведомую хрень, один вид которой наглядно сообщает, что трогать ее ни в коем случае не надо, а тот, кому поручено держать руку на пульсе происходящего, отвлекается по не очень уважительной причине в самый ответственный момент, — но даже это странным образом не портит общей картины. А если говорить о спецэффектах, то у Джеймса Кэмерона с его «Аватаром» появился более мрачный и взрослый конкурент: все, что происходит на планете с момента высадки на ней любопытных ученых — просто праздник для визуалов.

Учитывая, что сам по себе финал ленты — довольно мощная заявка на продолжение, сиквел приквела (извините) можно ожидать в обозримом будущем. Правда, у Ридли Скотта в планах также съемки предыстории «Бегущего по лезвию», так что есть риск, что режиссерское кресло в данном проекте займет кто-то со стороны. И будет, конечно, чертовски жаль, потому как автор «Чужого» обладает тем редким умением балансировать между попсой и, условно говоря, «Космической Одиссеей», которое делает его жанровые проекты шкатулкой с двойным, а то и тройным дном. Что ж, скрестим пальцы, что нам еще остается.