Отзыв редакции к фильму «Белый тигр»

Борис Гришин
27 апреля 2012
Борис Гришин написал отзыв к фильму «Белый тигр»
По полю танки грохотали

Мистический фронтовой триллер о противостоянии потерявшего память русского танкиста-экстрасенса и немецкого танка-призрака – своеобразного «летучего голландца» с мертвым экипажем, несущим смерть наступающим советским войскам.

После тяжелого боя в одном из танков находят сгоревшего, но чудом выжившего танкиста (Алексей Вертков). Вопреки законам природы, страшные ожоги заживают, и солдат вскоре возвращается к жизни, однако о своем прошлом он ничего не помнит. Последнее его воспоминание – о роковом бое, в котором таинственный немецкий танк Т-6 «Тигр» необычного белого цвета сжег весь его батальон. Поскольку профессиональные навыки у Найдёнова (так окрестили солдата в госпитале) сохранились, командование принимает решение вернуть классного механика-водителя в строй. На фронте сержант обнаруживает у себя способность разговаривать с танками, в том числе подбитыми. Выясняется, что многие из них пострадали от зловещего «Белого Тигра». Командование тоже обеспокоено периодически поступающими сведениями о странных происшествиях — страшный вражеский танк внезапно появляется в тылу у наступающих советских частей, расстреливает сразу десяток русских боевых машин и бесследно исчезает. Для борьбы с неведомым секретным оружием Гитлера создается уникальный экземпляр Т-34 с усиленной броней и мотором, командиром которого назначают Найдёнова. С этого момента советский танкист-экстрасенс вступает в смертельную дуэль с инфернальным танком, порождением самой Смерти.

Такая богатейшая фактура, как война на восточном фронте во Вторую мировую войну, не может не вдохновлять на мистические сюжеты. При этом в советские времена, когда было создано немало великих и просто очень хороших фильмов о войне, за рамки реализма кинематограф не выходил — слишком серьезна была эта тема, да и не приветствовалась мистика как таковая. Теперь этот жанровый пробел можно восполнить, да вот беда — советское кино кончилось, а российское так и не началось. Между тем идея создать из фашистского танка инфернальное лавкрафтовское чудовище, «летучего голландца» на гусеницах, и противопоставить ему хрестоматийного русского Ваньку-танкиста — полусвятого, полусумасшедшего солдата, слышащего голоса, — близка к гениальности. И поначалу фильм внушает нешуточные надежды на ее удачное воплощение. С первых кадров чувствуется нарастающий саспенс, гнетущее и страшное настроение обыденности войны, предчувствие каких-то неведомых и чудовищных событий. Атмосфера чем-то напоминает «Дикую охоту короля Стаха», только вместо белорусских крестьян и дворян — солдаты и офицеры Второй мировой. Очень впечатляет близкая к гениальной игра Алексея Верткова, которому удалось глубоко и точно передать своего непростого героя.

К сожалению, выдержать необходимую атмосферу создателям картины не удалось. Действующая модель танка Т-6 «Тигр» получилась хорошо, но для такого сюжета слишком реалистично — он не внушает в должной степени того инфернального трепета, который должно внушать лавкрафтовское чудовище. Тем не менее, танковые дуэли поставлены интересно и с должным напряжением. К сожалению, идей у сценаристов хватило ровно на полфильма. Потом — как будто солярка кончилась! Внезапно мы попадаем на длинную, бессмысленную и затянутую сцену подписания капитуляции, которая совершенно непонятно зачем вообще понадобилась, кроме как для того, чтобы дотянуть хронометраж до полного метра. Потом и того хлеще — нам показывают Гитлера, объясняющего свои действия не иначе как самому Люциферу. В результате впечатление о фильме, итак еле-еле справляющимся со своими задачами только благодаря игре Верткова, оказывается безнадежно испорченным. Такое ощущение, что люди просто внезапно разучились снимать кино и писать сценарии.