Отзыв редакции к фильму «Голодные игры»

Анжелика Пушкова
21 марта 2012
Анжелика Пушкова написала отзыв к фильму «Голодные игры»
Убей ближнего своего

Довольно удачная экранизация первой части трилогии Сьюзен Коллинз, многими почему-то воспринимающаяся как альтернатива «Сумеркам».

В отдаленном будущем на территории современных США ежегодно проводится смертельное реалити-шоу, где из 12 юношей и 12 девушек в живых остается только один. Шестнадцатилетняя Китнисс (Лоуренс) из самого бедного района страны добровольно вызывается участвовать в игре, чтобы заменить вытянувшую жребий младшую сестренку. В паре с ней на верную смерть идет симпатичный булочник Пит (Хатчерсон), когда-то практически спасший жизнь как Китнисс, так и ее семье.

Кажется, о выходе этого фильма все вокруг только и говорят. А заодно спешно дочитывают оригинал, изданный у нас в невыносимо идиотской обложке с какой-то фантазийной мазней. Аналитики кинорынка пытаются измерить ажиотаж цифрами и чуть не падают в обморок от ожидаемых сборов. Пару месяцев назад из прекрасной молодой актрисы Дженнифер Лоуренс по этому случаю даже авансом сделали суперзвезду, доверив ей объявлять оскаровских номинантов 2012-го. 

В грядущем успехе не сомневается ни одна живая душа, тем более что «Голодные игры» — всего лишь первая часть трилогии американской писательницы Сьюзен Коллинз, и доить благодатную франшизу можно будет еще как минимум дважды. Единственным пунктиком, долго вгонявшим в недоумение поклонников саги, было активное сравнение грядущей картины с «Сумерками»: на страницах книжки подростки режут друг другу глотки, проламывают черепа, постоянно блюют, перевязывают гноящиеся раны и истекают кровью до смерти — едва ли из всей этой красоты можно было бы вылепить постную приключенческую мелодраму для мечтательных школьниц. Скорее уж веселый мясной фестиваль вроде «Королевской битвы» Фукасаку. 

Гэри Росс («Плезантвиль») выбрал третий путь и спокойно вышвырнул из романа все необязательные, хотя и интересные штришки, заметно упростил мотивацию некоторых героев и дал действию решающее преимущество над диалогами. Большой трагедии в подобной редактуре нет — произведение Коллинз написано отнюдь не безупречно и стало феноменом, пожалуй, исключительно благодаря потрясающей идее. Можно было бы возмутиться, скорее, до предела сниженному градусу насилия, но его фактического отсутствия просто не замечаешь. Детей все так же убивают, и чтобы от этого стало не по себе, не обязательно лицезреть размозженную черепушку. А стоит режиссеру посильнее дернуть за веревочки (включить гробовую тишину или судорожно потрясти камерой в решающий момент), как к горлу натурально подкатывает комок.

Да, некоторые вещи могут показаться незнакомому с оригинальным текстом зрителю весьма условными, а какие-то (вроде капитолийских париков) так и откровенно нелепыми, но все шероховатости с лихвой искупает актерский состав. Хороши все, кроме, может быть, Гейла-Хемсворта, но в первой серии у него и не было шанса развернуться. Лоуренс в каждом взгляде источает внутреннюю силу, Хатчерсон ослепительно улыбается, Харрельсон и Бэнкс откровенно комикуют и не полюбить их просто невозможно. Остается с нетерпением ждать следующей серии.