Отзыв редакции к фильму «Шапито-шоу: Любовь и дружба»

Борис Гришин
15 февраля 2012
Борис Гришин написал отзыв к фильму «Шапито-шоу: Любовь и дружба»
Клоуны не горят

Очаровательный и забавный ромком с элементами абсурда, продолжающий традиции советской комедии «из жизни отдыхающих» - адекватно современным реалиям и в русле мировых кинематографических трендов.

Фильм «Шапито-шоу» состоит из четырех новелл, пересекающихся хитрым и остроумным образом – в них рассказываются истории о любви, дружбе и прочих отношения, развивающихся в Симеизе – курортном местечке на южном берегу Крыма. Нелепые трогательные персонажи плачут и смеются, песенки поют. А также бухают, курят шмаль и купаются голышом. В финале все идут в шапито, которое благополучно сгорает.

В советском кино издавна существует традиция «пляжной комедии», она же комедия из жизни отдыхающих. Вспомните такие фильмы, как «3+2», «Будьте моим мужем», собственно «Из жизни отдыхающих», и даже «Ассу», которая, как теперь понятно, тоже пляжная комедия. Из картин нового века можно упомянуть посвященный небезызвестному «лиманчику» фильм Виктора Шамирова «Дикари» – совершенно незаслуженно прошедший почти незамеченным. «Шапито-шоу» - очень живая, непосредственная и современная комедия, в которой есть и просто забавные диалоги, и трогательная лиричность, и абсурдистские приколы, и вставные музыкальные номера, глядя на которые можно вспоминать что-то подобное из той же «Ассы» или даже «Капризного облака» тайваньского режиссера Цай Минляна. Пожалуй, единственное, что по-настоящему резко отличает «Шапито-шоу» от большинства других фильмов – его экстремальный четырехчасовой хронометраж. Его даже в кинотеатрах демонстрируют как индийские фильмы – с антрактом. Однако этого не стоит бояться – как ни удивительно, но несмотря на то, что многие сцены действительно стоило бы подсократить, четырехчасовой просмотр совершенно не утомляет, фильм смотрится легко и непринужденно. И это совершенно не артхаусное «кино не для всех», как предыдущий малобюджетный проект дуэта Потапова-Лобан.

По сравнению с затянутой и явно переоцененной «Пылью», «Шапито-шоу», конечно, большой шаг вперед. Однако то, что режиссер Сергей Лобан называет себя современным Гайдаем говорит разве что об ограниченности его круга общения. Фильмы Гайдая были смешны для всех, от доярки до профессора, а «Шапито-шоу» наиболее близко современным городским интеллектуалам – молодым и среднего возраста. Возможно, восторги вокруг этого фильма действительно чрезмерны, но людей можно понять – в России действительно очень давно не снималось простых хороших интеллигентных комедий.