Отзыв редакции к фильму «Стыд»

Станислав Орлов
15 февраля 2012
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Стыд»
Американская трагедия

Самый «горячий» хит англо-саксонского артхауса за последние полтора года. Мрачная психологическая драма о страданиях сексуально озабоченного нью-йоркского менеджера, неспособного, как все тайные эротоманы, на настоящее чувство.

Брэндон (Майкл Фассбендер) - преуспевающий менеджер некой нью-йоркской фирмы с офисом в каменных джунглях небоскребов. Он живет один, в мрачных, но отнюдь не дешевых апартаментах. Практически все свое свободное время мужчина посвящает просмотру порно-сайтов и мастурбации. Однажды  Брэндон приходит на работу и обнаруживает, что его служебный компьютер куда-то исчез. По словам шефа, служба безопасности обнаружила на нем опасные вирусы и многочисленные порно-файлы. При этом Брэндон не ограничивается виртуальным сексом – его необычайная привлекательность для женщин позволяет ему без труда «снимать» их в клубах и на улицах.  Но ничто не помогает, ему повсюду мерещатся половые акты, постоянный сексуальный голод сводит с ума. Ситуация усугубляется с появлением младшей сестры Сисси (Кэри Маллиган). Однажды девушка застает брата за мастурбацией, и Брэндону становится стыдно.

«Ты любить не способен, как все тайные эротоманы», - этой фразой Маргариты Павловны из фильма «Покровские ворота» картина Стива МакКуина исчерпывается едва ли не полностью. Каких-нибудь двадцать лет назад похождения нью-йоркского дрочера-интеллектуала могли бы стать поводом пускай для грустной, но комедии в духе Вуди Аллена. Но теперь цивилизованному человечеству уже не до шуток. Постоянное педалирование темы секса, годами звучащее «из каждого утюга», коммерциализация половых отношений доводит общество до психоза, выражающегося в одержимости физическим соитием. Доходящим порой до состояния постоянного возбуждения, которое может быть купировано только медикаментозным (если не хирургическим) образом. Все это закономерно приводит людей к тяжелым психическим срывам. Но МакКуин к своему «Стыду» относится не только как к жесткой иллюстрации психического заболевания. Он видит проблему шире – чрезмерная доступность секса делает его бессмысленным, поскольку исчезают чувства, эмоции, то, что мы называем способностью любить. Мы видим не просто проблему человека, сексуально озабоченного, а видим общество, преодолевшее стыдливость в вопросах половой этики, но не способное преодолеть стыд и ужас перед пустотой и бессмысленностью своего существования.