Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Отзыв редакции к фильму «Опасный метод»

Станислав Орлов
23 января 2012
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Опасный метод»
В своем глазу бревна не замечая

Мелодрама из реальной жизни психоаналитиков от главного специалиста по мутациям, канадского режиссера Дэвида Кроненберга. Карл Юнг спорит с Зигмундом Фрейдом о теории  психоанализа, спит со своей пациенткой и утверждает, что настоящий врач должен уметь страдать.

Начало ХХ века. Юная уроженка Ростова-на-Дону, еврейка Сабина Шпильрейн (Кира Найтли) попадает в швейцарскую клинику с диагнозом «истерия». Девушку берется лечить доктор Карл Юнг (Майкл Фассбендер), который впервые практикует на ней теорию психоанализа Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен). Лечение разговорами постепенно дает результат – Сабина  признается в любви к насилию, в том, что говорит с ангелом по-немецки, и что иногда видит гигантского кота. Хотя Юнг испытывает к Сабине жестко подавляемую страсть, чувства приличия заставляют его держать себя в рамках. Но однажды Фрейд направляет коллеге сложного пациента – доктора Отто Гросса (Венсан Кассель), одержимого идеей сексуальной вседозволенности. По его наущению плод греха оказывается сорван: Юнг и Шпильрейн вступят в садомазохистскую связь, итогом которой станет прорыв в области психиатрии.

Значительная часть картины посвящена беседам Юнга и Фрейда о человеческой психике. Они обсуждают и трактуют сны Карла, в одном из которых тот видит коня с бревном. «Читатель ждет уж рифмы «розы»», а зритель – фрейдистской трактовки бревна и, конечно же, получает ее из уст самого основателя психоанализа. Нельзя не заметить, что трактовки снов носят крайне наивный и прямолинейный характер, так что невольно вспоминается популярный анекдот про внучку Фрейда и гнилой банан. «Опасный метод» можно было бы принять за комедию о психоанализе в духе Вуди Аллена, если бы не звериная серьезность, с которой подается большая часть материала. В целом мораль картины можно было бы свести к библейской пословице «Врачу, исцелися сам!».

Одна из главных тем в творчестве Кроненберга – отклонение от  нормы. С легкой руки режиссера невероятным изменениям подвергались и плоть и дух человеческие. А зачастую и нечеловеческие тоже. Так продолжалось до выхода в 2005-м году маленького шедевра «Невыносимая жестокость», после которого череда «высоких мутаций» прервалась. «Опасный метод» повторяет судьбу предыдущего фильма канадского классика – еще одной драмы с русским следом «Порок на экспорт»: зрителя не ожидают ни шок, ни трепет, ни какое-либо другое сильное чувство.  По сути, это история обычного адюльтера, объясняющая простой незатейливый факт, – психиатры тоже болеют. В контексте масштаба такого режиссера как Кроненберг – слишком мелкая идея, и, безусловно, большой шаг назад.

Великолепная режиссура, мастерская операторская работа, достойная актерская игра, чудеса с постановкой света не в силах справиться с пустым содержанием – здесь нет подлинной драмы, а для показа будуарных страстей необязательно жонглировать именами людей, на трудах которых базируется вся западная цивилизация прошлого века.