Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Отзыв редакции к фильму «Хранитель времени»

Борис Гришин
22 декабря 2011
Борис Гришин написал отзыв к фильму «Хранитель времени»
Ненастоящее кино

Выглядящее натужным и даже фальшивым посвящение пионеру кинофантастики и спецэффектов Жоржу Мельесу, зачем-то снятый Мартином Скорсезе в ничем не оправдываемом для такой истории формате 3D.

Подросток Хьюго Кабре (Аса Баттерфилд) живет на парижском вокзале и ворует у продавца игрушек (Бен Кингсли) детали, необходимые ему для починки механической куклы-автомата – единственной памяти о погибшем отце. Однажды продавцу удается поймать воришку и отнять у него папину записную книжку с чертежами игрушки. Несмотря на слезные мольбы мальчика, жестокий старик уносит книжку домой, а на утро возвращает ребенку платок с пеплом. Хьюго в отчаянии рыдает и бежит куда глаза глядят, но на его пути встречается прелестная Изабель (Хлоя Грейс Морец). Продавец игрушек оказывается ее дядей и приемным отцом Жоржем Мельесом. Дети подружились и вскоре выяснили, что до войны этот человек был знаменитым кинорежиссером, которого все считают погибшим, да и сам он не хочет ворошить прошлое.  

В целом – красивая, романтичная и познавательная историческая картина для подростков, которая должна привить им любовь к чтению и познакомить с историей кинематографа. Дальше начинаются проблемы. Красиво нарисованные пейзажи Парижа начала 30-х годов в формате 3D смотреть утомительно, а фигурки людей кажутся вырезанными и наклеенными как в коллаже. От простейшего приема поочередного подчеркивания деталей, находящихся на заднем и переднем плане путем перемены фокуса глаза начинает просто ломить. Ну это ладно, проблемы техники. Странной кажется сама идея снимать оммаж немому кино в формате 3D – люди, которые действительно любят кинематограф, представили в этом году киноленту «Артист», с легкостью доказавшую что и в XXI веке можно снять немой черно-белый фильм и он будет актуальным и увлекательным. Но главная беда «Хранителей времени 3D» в том, что сама история рассказана затянуто, занудно и дидактично. Частично это вообще напоминает научно-популярную лекцию об истории кино, снятую в старомодном стиле детского киножурнала «Хочу все знать». Зато в 3D! Правда, лучшие сцены картины все же лишены этого псевдообъемного эффекта – речь идет о многочисленных цитатах из реальных фильмов Мельеса и знаменитой немой комедии «Наконец в безопасности!» 1923 года с Гарольдом Ллойдом. Но вряд ли современные подростки разделят восторг Изабель и Хьюго – им все больше «Трансформеров» подавай. Да и подростки 30-х, честно говоря, вряд ли бы так уж разомлели от немых фильмов. Культовыми они стали гораздо позже.

Жаль, что Мартин Скорсезе так бездарно провалил шанс рассказать действительно удивительную историю жизни реального Жоржа Мельеса – одного из первых кинорежиссеров, человека, снявшего первый фантастический фильм, изобретателя первых спецэффектов, многие из которых используются и по сей день. Кстати, разорил Мельеса известный американский «гений» Томас Эдисон, пиратским образом прокатывавший картины великого француза в США. Но об этом голливудские фильммейкеры предпочли деликатно умолчать. Справедливости ради нельзя не отметить, что определенную волну интереса к творчеству Мельеса «Хранитель времени 3D» безусловно поднимут – кто-то хотя бы узнает, что такой вообще был. И на том спасибо.