Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Отзыв редакции к фильму «Двойник»

Станислав Никулин
21 апреля 2014
10
Станислав Никулин поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Двойник»
Одинаковы с лица

Экранизация ранней повести Ф.М. Достоевского, снятая с большим мастерством и очевидным талантом.

Молодой клерк Саймон (Джесси Айзенберг) — один из самых неприметных сотрудников в своей фирме. За семь лет честной службы его не смог запомнить не только вахтер, выписывающий пропуски, но и начальник, когда-то и взявший его на работу. Впрочем, куда больше Саймона волнует его новая коллега Ханна (Миа Васиковска), одинокая девушка, живущая в доме напротив. Первые робкие ухаживания оборачиваются фиаско, но надежда, как известно, умирает последней. Жирный крест на планах влюбленного ставит взявшийся из ниоткуда Джеймс (Джесси Айзенберг), как две капли воды похожий на Саймона. Разница меж ними, однако, в том, что близнец нагл, нахрапист и... крайне успешен. Не только в офисе, но и на личном фронте.

«Двойник» — экранизация повести 24-летнего Ф.М. Достоевского, в которой будущий классик мировой литературы обращается к насквозь психоаналитической (до рождения Зигмунда Фрейда оставалось ровно десять лет) теме бинарности и борьбы противоположностей внутри отдельно взятого человека. Любопытно, что для режиссера Айоаде, как и для русского писателя, история Саймона (в повести — Якова Петровича Голядкина) — второй самостоятельный выход в свет. Первым, в 2010 году, стало удивительное и очень яркое кино «Субмарина», очаровавшее, кажется, абсолютно всех, кто его видел.

Конечно, перед нами не классическая экранизация заветов Федора Михайловича, а талантливое переосмысление, выполненное в лучших традициях (что в последнее время случается все реже и реже) модернизма. Айоаде призывает в негласные союзники не только автора первоисточника, но и Франца Кафку, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла. Этот ядреный на первый взгляд микс совсем не вызывает изжоги, а, напротив, очаровывает и пьянит. В «Двойнике» много замечательных придумок и умного озорства, заставляющих не только улыбаться (а иногда и хохотать), но и задумываться.

К слову, сам Достоевский спустя 30 лет после выхода повести в свет оценивал ее художественные достоинства весьма скромно — и в некотором смысле, памятуя о вышедших позднее «Преступлении и наказании», «Бесах», «Братьях Карамазовых», был абсолютно прав. «Двойник» же Айоаде заслуживает ровно противоположной оценки. Не исключено, что в будущем этот самобытный режиссер снимет несколько шедевров, но даже в этом ряду его вторая самостоятельная работа не затеряется совершенно точно.