Отзыв редакции к фильму «Ветер крепчает»

Лена Хвостова
6 февраля 2014
8
Лена Хвостова поставила оценку 8 и написала отзыв к фильму «Ветер крепчает»
Мечта о небе и коварство истории

История о том, как японский авиаконструктор Дзиро Хорикоси увлеченно строил красивый аэроплан и построил истребитель.

Япония накануне Великой депрессии. Положительный очкарик Дзиро растет без отца, ходит в школу, собирает с маленькой сестренкой бамбук, но на самом деле его интересует только одно — американский журнал про авиацию, который он читает со словарем. Утром Дзиро выбегает на крышу и прыгает в разноцветный самолет с птичьими крыльями. Мотор рычит, Дзиро устремляется к небесам: внизу — заливные луга, впереди — сияющее солнце. Наверху — облака, из-за которых медленно выезжает темный нос огромного чудовища, увешанного ракетами и чернильными тенями: ракета срывается — и юный пилот летит к земле из своего разбитого самолета. Дзиро просыпается дома и, вопреки здравому смыслу, бежит сообщить маме, что станет авиаконструктором. Детский кошмар — только первое из многих предзнаменований надвигающейся с неба катастрофы, но Дзиро думает не об истребителях и войне, а о форме косточки макрели — как хорошо она подойдет для крыла прекрасного самолета.

«Ветер крепчает» — последний, как он объявил, полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки — вышел самым взрослым и, наверное, поэтому самым грустным (единственным грустным) из всех его творений. Нельзя сказать, что в нем нет детской открытости миру и веры в красоту, единство и простоту всего сущего, но все это скорее находит себе место во снах и галлюцинациях, нежели в холодном и равнодушном к благим намерениям реальном мире. Победа героя остается его личной победой: вокруг — экономическая депрессия, гонка вооружений, туберкулез, а на его прекрасных самолетах убиваются камикадзе.

Но несмотря на моменты скептицизма и разочарования, «Ветер крепчает» остается нежным и трогательным фильмом, который и сюжетом, и настроением утверждает свободу отдельного человека созидать вне зависимости от идиотского пути человечества в целом. Очевидно, что для Миядзаки это очень личное высказывание: это его любимый герой — итальянский авиаконструктор Джованни Капрони — является во снах молодому Дзиро (Капрони уже появлялся в роли мышеподобного мастера Пикколо в мультфильме Миядзаки «Порко Россо»), и это его словами Капрони говорит об авиации: пусть это мечта, которая принесет одни неприятности, но лучше жить в мире, где она существует. И субъективная история Дзиро, и общая история предвоенной Японии в изложении Миядзаки как будто должны казаться пугающими, но, как почти всё, что попадает в его руки, кажутся удивительными.