Отзыв редакции к фильму «Август»

Роман Куланин
30 января 2014
7
Роман Куланин поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «Август»
Матриархатха

Томная драма о семейных отношениях — прекрасный повод для звездных исполнителей поиграть актерскими мускулами.

Величественный старик (Сэм Шеппард) нанимает служанку для своей больной раком жены (Мэрил Стрип), а после топится в реке, где, бывало, любил порыбачить. Вскоре к вдове приезжают дети с семьями — у кого какая есть, а также сестра с мужем и сыном-неудачником. И дом, приготовленный для поминок по ушедшему при не самых приятных обстоятельствах главе семейства, превращается в арену, где родственники выясняют отношения. У всех оказывается своя правда, попытки помочь друг другу оборачиваются бесчисленными скандалами — становится ясно, что ничем хорошим это не закончится, причем ни для кого.

Экранизация пьесы Трейси Леттса («Киллер Джо» и «Глюки» тоже его рук дело), отмеченной самой престижной литературной премией США — Пулитцеровской, — вещь сама по себе претенциозная и довольно спорная. Автор настаивал, чтобы вместо знаменитостей его персонажей играли актеры с Бродвея, однако опытный продюсер Джордж Клуни настоял на своем — и лента превратилась в классический трамплин для актерских «Оскаров». Пожалуй, это единственная, но весьма серьезная претензия к «Августу», в остальном же камерная драма, населенная множеством персонажей и подкрепленная великой южной традицией, работает здесь навынос — и зрителя прежде всего.

Однако то ли благодаря постановщику, то ли, наоборот, вопреки ему история Летса о разрушении семьи оборачивается рассказом о торжестве матриархата. Когда почти чеховские три сестры (с доминирующей Джулией Робертс) выясняют отношения с деспотичной и эгоистичной матерью, мужчины, а среди них далеко не последние МакГрегор и Камбербэтч, оказываются в стороне, а то и вовсе пропадают. Видимо, потеряв своего патриарха, а Шеппард — единственный актер, который выступает от «старого» кино, они так и не находят в себе сил вернуться на авансцену.

Но происходит это не из-за режиссерского решения, а по куда более простой причине — звездный состав не соблюдает никакой гендерной субординации. И подтверждает это очередная, миллионная по счету, номинация Стрип на «Оскар». В результате изящная пьеса Леттса оказывается переработанной в арт-мейнстрим чересчур прямолинейно, не то что бы без единой свежей мысли, но без вдохновения. Конечно, в эпоху комикс-блокбастеров «Август» выглядит чуть ли не античным храмом красоты — но ведь никто не запрещает нам бы быть реалистами и требовать невозможного.