Отзыв редакции к фильму «Воровка книг»

Станислав Никулин
13 января 2014
7
Станислав Никулин поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «Воровка книг»
Книга мала, а ума придала

Достойная экранизация литературного бестселлера об ужасах (пред)военного времени в Германии.

Германия. 1939 год. После смерти матери 9-летняя Лизель переезжает к приемным родителям Гансу и Розе Хуберман. Ганс обучает девочку чтению, и мир книг становится для нее единственным местом, где она чувствует себя максимально комфортно и свободно. Вскоре в их двери постучится беглый еврей Макс. В свое время отец Макса помог Хуберману, и Ганс на свой страх и риск прячет молодого человека у себя в подвале. Тем временем в Германии объявлена всеобщая мобилизация. До начала Второй мировой войны остаются считаные дни…

«Воровка книг» — экранизация мирового бестселлера австралийского писателя Маркуса Зузака. В таких случаях, когда речь идет о переносе на экран признанного критиками и публикой литературного текста, взявшийся за постановку режиссер вынужден решать несколько не связанных между собой задач, главная из которых состоит в том, чтобы итоговый результат пришелся по вкусу не только ценителям и поклонникам первоисточника, но и тем, кто узнал о существовании книги в самый последний момент. Британец Брайан Персивал, имеющий, кроме прочего, в активе шесть серий эталонного английского сериала «Аббатство Даунтон», прекрасно осознавал вышеозначенный нюанс и, надо сказать, сделал для себя правильные выводы.

Центральная тема фильма — рушащееся под напором нацизма мироустройство, показанное глазами маленькой, наивной, но доброй и искренней девочки — обрастает у Персивала множеством интересных подробностей. При желании из имеющихся в «Воровке» сюжетных ответвлений можно было снять как минимум еще один полнометражный фильм. Режиссер максимально уплотняет действие, успевая поведать не только историю взросления главной героини, но и порефлексировать о дружбе, долге, ужасах гитлеровской идеологии и, собственно говоря, смысле жизни. Подобная всеядность таит в себе известную опасность. Легче легкого заблудиться в череде уже протоптанных дорожек, не успев толком раскрыть ни одну из заявленных тем. Временами может показаться, что Персивал проходит по краю, но все-таки избегает подобной ловушки, достаточно внятно расставляя жирные точки там, где того требует логика повествования.

Его «Воровка книг» — наглядный пример качественной экранизации, смотреть которую можно и нужно даже в том случае, если имя писателя Зузака вам ни о чем не говорит.