Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Отзыв редакции к фильму «12 лет рабства»

Борис Гришин
9 декабря 2013
5
Борис Гришин поставил оценку 5 и написал отзыв к фильму «12 лет рабства»
Беги, Соломон, беги!

Третий фильм амбициозного режиссера, любимца критиков Стива МаккуинаГолод», «Стыд») основанный на автобиографической книжке чернокожего американца Соломона Нортапа, случайно угодившего в рабство.

В середине XIX века в Америке рабовладельческий строй постепенно сдавал позиции прогрессивному капитализму и оставался только на Юге страны. Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) — афроамериканец, семьянин, скрипач — спокойно жил в Нью-Йорке, покуда не угодил в капкан, расставленный ему плохими людьми. Воспользовавшись доверчивостью Нортапа и его бесхитростным желанием подзаработать для семьи, негодяи обманом завлекли чернокожего парня в Вашингтон, похитили, заковали в кандалы и отправили прямиком на Юг. Там бедняга попал в лапы страшному человеку Эдвину Эппсу (Майкл Фассбендер) — мерзавцу и садисту, не верящему ни в какое равенство рас.

Очень правильно, по всем законам серьезного эпического кино снятая, эта лента основана на автобиографии реального человека, вкусившего на собственной шкуре все прелести рабства. Книгу опубликовали еще в 1853 году, сразу после того, как Нотрап вернулся домой и описал свои мытарства. Уже год как умами северян владел бестселлер Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», разоблачающий отношения между людьми, сложившиеся в южных штатах, и вызвавший не только горячие дискуссии, но и целое литературное движение «Анти-Том». Главным злодеем в романе выступал деспотичный плантатор Саймон Легри. Именно такого бессердечного и безнравственного типа встретил среди гниющих болот Луизианы и Соломон Нортап. И именно такой типаж убедительно воплощает на экране Майкл Фассбендер.

В отличие от «Хижины дяди Тома» белые люди представлены здесь исключительно как сатрапы — подход, культивируемый другим американским режиссером Спайком Ли. Фильм изобилует долгими сценами наказаний, которым подвергаются несчастные рабы. Столь пристальное внимание к деталям могло бы сыграть дурную шутку и дать повод заподозрить Маккуина в своеобразном скрытом садизме, если бы не абсолютное стремление режиссера показать идеальное стремление к свободе, мужество и героизм, активную жизненную позицию, противопоставленные оголтелому расизму. Такой подход не остался в Америке незамеченным — «12 лет рабства» уже получил ряд призов на кинофестивалях и номинирован на «Оскар».