Отзыв редакции к фильму «Три мушкетера»

Станислав Орлов
12 ноября 2013
3
Станислав Орлов поставил оценку 3 и написал отзыв к фильму «Три мушкетера»
Без Дюма, но в шляпе

Еще одна вольная экранизация романа Дюма, предпринятая Сергеем Жигуновым в попытке угнаться за книжкой, над которой, видимо, давным-давно сгустилась какая-то недобрая мистика.

Взмах шпагой — и розы сыплются в корсажи провинциалок Гаскони. Так юный д’Артаньян (Риналь Мухаметов) репетирует с отцом свои будущие парижские схватки. Но время ехать в столицу, и незадачливый девственник, предпочитающий стихи будуарному напору, прибывает в Париж, переживая по пути происшествие в Менге. В столице он стремится стать королевским мушкетером, но вместо местечка на службе обретает дружбу трех знаменитостей — Атоса (Юрий Чурсин), Портоса (Алексей Макаров) и Арамиса (Павел Баршак). А также любовь замужней дамы — Констанции Бонасье (Анна Старшенбаум), которая посылает гасконца в Англию, ибо честь королевы (Мария Миронова) в опасности. Героям чинит препятствие кардинал Ришелье (Василий Лановой) и его верная шпионка миледи (Екатерина Вилкова).

Многострадальный роман Дюма переживал немало экранизаций, но ни одна из них не рассказывала зрителю, что именно описал классик в своем знаменитом сюжете. Мушкетеры пели, пили, дрались, ругались, но подлинная суть происходящего ускользала от киноэкрана как призрачная тень. Последняя надежда, что «Три мушкетера» имеют долгожданное право явиться зрителю во всей красе, была дана поклонникам исторической литературы Сергеем Жигуновым, обещавшим, что ничего не утаит. Но, видимо, современный век диктует свои законы в выборе героя, который должен стать непременным примером подражания для молодежи. Поэтому, как всегда, из повествования выкинули циничные сцены отношений д’Артаньяна и миледи, взамен которых была придумана малоадекватная история с девственностью гасконца, коей отдана большая часть начала истории. Вместо того чтобы показывать правду об альковных делах персонажей, нам даже не дан шанс увидеть, как д'Артаньян проникает в тайну миледи, поэтому мотивация ее столь жгучей ненависти весьма условна.

Ситуация усугубляется еще и тем, что перед нами сокращенный вариант сериала, выпущенный на экраны исключительно с коммерческой целью. Иначе сложно объяснить тот бешеный галоп, что прокатывается по сюжету в киноверсии, не дающий зрителю, с романом незнакомому, хоть как-то понять происходящее. Не говоря уже о карикатурной игре большинства актеров, словно выпущенных в кино со сцены какого-нибудь погорелого театра. А уже давно хочется, чтобы эта история закончилась непоколебимым классическим пассажем из текста, примерно выражающим следующее: они дрались на дуэли не один раз и потом остались друзьями. Но и этого мы оказались лишены.